Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования - Страница 7 - Форум
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 7 из 13«12567891213»
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
ЯнаДата: Вторник, 22.11.2011, 19:20 | Сообщение # 91
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики.
В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.
Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.


Еманова Яна ФН-801
 
scarpionДата: Вторник, 29.11.2011, 23:41 | Сообщение # 92
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Связывая стагфляцию с чрезмерным уровнем налогообложения, сторонники теории экономики предложения выступают за снижение налогового давления на экономику. Они предлагают отказаться от системы прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. По их мнению, снижение налогов увеличит безналоговый доход и сбережения, снизит уровень процентной ставки, вследствие чего возрастут накопления и инвестиции. Кроме того, для наемных работников снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду, что вызовет увеличение предложения рабочей силы на рынке труда.

Поскольку снижение налогов ведет к сокращению бюджетных доходов, предлагаются различные способы решения проблемы бюджетного дефицита. Для этого предполагается уменьшить социальные программы, сократить аппарат государственного управления, отказаться от малоэффективных государственных расходов (например, субсидий промышленным предприятиям, расходов на развитие инфраструктуры и т.д.). Согласно теории экономики предложения снижение налогов вызовет рост реального ВВП как налоговой базы, что наряду со снижением государственных расходов обеспечит сбалансирования государственного бюджета.

Теория рациональных ожиданий стала довольно распространенной в середине 70-х годов в условиях возникновения стагфляции, когда в экономике некоторых стран наблюдались одновременно инфляция и безработица. Ее сторонники выступили против теории адаптивных ожиданий, согласно которой ожидания будущей инфляции формируются экономическими субъектами на основе предыдущей и текущей инфляций.

В этих условиях реакция экономических субъектов на будущую инфляцию происходит медленно, т.е. с некоторым опозданием во времени. Указанное положение находится в контексте кейнсианской теории и обусловливает соответствующий механизм приспособления заработной платы к изменению цен.

Согласно теории адаптивных ожиданий падения совокупного спроса в отношении потенциального уровня снизит цены, но заработная плата временно не уменьшится, поскольку она учитывает адаптивно ожидаемую инфляцию, которая выше фактической. Благодаря этому в краткосрочном периоде совокупное предложение под влиянием уменьшения совокупного спроса и снижение цен уменьшится относительно потенциального уровня. Лишь со временем, когда заработная плата уменьшится пропорционально снижению цен и вызовет адекватное уменьшение средних издержек, совокупное предложение снова увеличится до потенциального уровня. Итак, теория адаптивных ожиданий находится в контексте кейнсианской теории и исходит из необходимости различать совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Теория рациональных ожиданий опирается на другую логику, которая ассоциируется с положениями классической теории. Ее сторонники исходят из того, что экономические субъекты способны действовать рационально. Анализируя экономическую информацию, они способны определить будущие изменения. Иными словами, экономические субъекты настолько рациональны, которые могут в своих прогнозах учитывать не только прошлый опыт, но и будущие изменения в экономической конъюнктуре, в том числе и изменения в экономической политике государства. Обладая способностью предвидеть будущие изменения в экономике, они способны принимать такие решения, которые наилучшим образом отвечают их интересам.

Саморегулируемая способность экономических субъектов к рациональным действиям может быть реализована на практике только через рыночный механизм, т.е. без государственного вмешательства. Поэтому аналогично классической теории теория рациональных ожиданий исходит из предпосылки, что все рынки (как продуктов, так и ресурсов) является высококонкурентным. На таких рынках заработная плата и цены высокоэластичный одновременно как в направлении снижения, так и в направлении роста. По мнению сторонников этой теории, новая информация, которую получают экономические субъекты, быстро отражается на соотношении спроса и предложения высококонкурентных рынков и благодаря этому равновесные параметры экономики быстро восстанавливаются при условии полной занятости.

Добавлено (29.11.2011, 23:39)
---------------------------------------------
Вышеуказанные положения обусловливают соответствующий механизм реакции экономики на экономические колебания. Согласно теории рациональных ожиданий кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной линии, которая берет свое начало в точке потенциального ВВП. Если предположить, что государство планирует в следующем году применить политику стимулирования совокупного спроса, то первым следствием будет рост цен. Опираясь на эту информацию, рабочие будут ожидать роста цен и последующее снижение реальной заработной платы. Поэтому они заранее включат эту ожидаемую инфляцию в своих требований о повышении номинальной заработной платы. В этих условиях пропорционально росту цен увеличатся средние расходы; у предпринимателей не произойдет рост доходов и они не согласятся увеличивать производство, то есть не произойдет даже временного увеличения совокупного предложения относительно потенциального уровня. Это означает, что рациональные ожидания экономических субъектов исключают возможность возникновения краткосрочной совокупного предложения, а существует лишь совокупное предложение на уровне потенциального ВВП. Отсюда вывод: стимулирующая политика государства вызывает только ускорение инфляции и совсем не влияет на уровень производства и безработицы. Поэтому она является нецелесообразной и, по мнению оппонентов теории рациональных ожиданий, имеет два наиболее уязвимых элементы:

Первый - способность экономических субъектов достаточно правильно предвидеть будущие изменения в экономике и экономической политике государства противоречит действительности. Практика показывает, что в области экономического прогнозирования допускают значительные ошибки даже руководящие деятели и специалисты.

Второй - в реальной действительности подавляющее большинство рынков не являются чисто конкурентными. Предпринимательские монополии и профсоюзы значительной степени сдерживают снижение цен и номинальной заработной платы. Поэтому рынки не обладают способностью мгновенно приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и через цены и зарплату быстро восстанавливать объем производства на потенциальном уровне, особенно в условиях стагфляции.

Перечисленные альтернативные теории макроэкономического регулирования не снижают значение кейнсианской теории, а дополняют ее, углубляя наши представления о сложном механизме функционирования экономики.

Опыт показывает, что сегодня невозможно строго следовать только кейнсианской теории, согласно которой фискальные средства являются главными, а деньги играют второстепенную роль. И наоборот, будет ошибкой, если отдавать предпочтение только монетариський теории, по которой деньги играют решающую роль.

Мировая практика свидетельствует, что в процессе государственного регулирования экономики наибольший эффект достигается лишь при условиях рационального сочетания фискальной и денежно-кредитной политики.

Есть смысл и в теории экономики предложения, согласно которой цены, занятость и безработица зависят не просто от совокупного спроса, а от его соотношения с совокупным предложением.

В условиях стагфляции совокупное предложение должно быть приоритетным объектом государственного регулирования экономики. Поэтому применяя фискальные средства с целью влияния на совокупный спрос, государство не должно оставлять без внимания совокупное предложение. Невозможно игнорировать и теорию рациональных ожиданий, поскольку поведение экономических субъектов зависит не только от реальных изменений в экономической конъюнктуре, но и от того, как они воспринимают эти изменения и могут их предвидеть.

Добавлено (29.11.2011, 23:41)
---------------------------------------------
Овчинникова Надя ФН-401

Сообщение отредактировал scarpion - Вторник, 29.11.2011, 23:36
 
Vika801Дата: Понедельник, 12.12.2011, 15:28 | Сообщение # 93
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Альтернативные макроэкономические теории.

1. Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики.

В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.

Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.

Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.

В соответствии с классической теорией механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов. Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. Если даже совокупные расходы при любых обстоятельствах уменьшатся по сравнению с потенциальной величиной, то достаточно быстро такие рычаги рыночного регулирования как цена и зарплата заставят экономических субъектов увеличить совокупные выиграть до потенциальной величины.

Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов опирается на закон Сея. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что процесс производства является лишь другим выражением процесса их потребления. Поэтому товарная предложение порождает адекватный себе спрос. Такой закон действует на различных уровнях экономики.

Смоляр Виктория гр. ФН-801
 
lena18Дата: Вторник, 13.12.2011, 00:56 | Сообщение # 94
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Методы и инструменты государственного регулирования.
Прямое регулирование
Прямое регулирование экономических отношений государ¬ством (принуждение) предполагает непосредственное установ¬ление определенных обязательных норм во взаимоотношени¬ях экономических субъектов. К формам такого регулирова¬ния можно отнести установление минимальной заработной пла¬ты, порядка включения тех или иных затрат в бухгалтерские издержки, страховых отчислений, минимальных размеров уставных фондов различных предприятий, прямое установле¬ние цен и т. д. Принуждение ограничивает свободу действий экономических субъектов, оно непопулярно, вызывает неред¬ко болезненную реакцию у субъектов бизнеса и домашних хозяйств. Но объективный, реалистический взгляд на вещи требует признания неизбежности использования принужде¬ния. Без него невозможно нормально организовать экономи¬ческое сотрудничество. Проблема заключается не в самом приеме принуждения, а в масштабах его применения. Важно найти разумную меру, использовать принуждение в "разумных дозах". Врачи знают, что именно дозой определяется разница между лекарством и ядом.
Косвенное регулирование
Косвенное регулирование экономических отношений государством (побуждение) предполагает воздействие на деятель¬ность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Это непрямое воздействие, оно не строится на факторе "кнута", наказания, страха. Здесь используется мотив выгодности, рациональности того или иного поступка. Государство не ограничивает свободу выбора экономического субъек¬та, но стремится склонить (заинтересовать) его к принятию определенных решений. Для этого оно использует такие инструменты, как налоги, бюджетные расходы, кредитно-денежное регулирование, внешнеэкономическую политику и др.
Махова Елена ЕК-201
 
ELeN@Дата: Воскресенье, 18.12.2011, 17:14 | Сообщение # 95
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 2
Статус: Offline
Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям:
* Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами;
* Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса;
* Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов;
* Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией;
* Антимонополистическая деятельность;
* Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения;
* Региональное перераспределение ресурсов.
____________________________________________________________
Трушик Елена ЕК-101


Сообщение отредактировал ELeN@ - Воскресенье, 18.12.2011, 17:15
 
SCooRPIONДата: Воскресенье, 18.12.2011, 17:56 | Сообщение # 96
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
[color=red]Государство в экономическом кругообороте
Если рассматривать модель кругооборота очевидно, что в ней участвует только частный сектор, в котором конечными собственниками всех факторов производства выступают домохозяйства. Рассмотрим теперь место государства как субъекта макроэкономического регулирования в данном круго-обороте , дополнив его внешней средой (иностранный сектор).

Государство в системе экономического кругооборота выступает:
а) покупателем ресурсов, приобретая необходимые ему факторы произ-водства на рынке ресурсов;
б) покупателем на рынке товаров и услуг, закупая их для государствен-ных нужд (например, в государственный резерв и т.п.);
в) перераспределителем доходов, взимая налоги с домохозяйств и фирм и выплачивая им, соответственно, трансферты и субсидии;
г) государство реализует товары и услуги фирмам и домохозяйствам бес-платно или по льготным ценам;
д) заемщиком на финансовом рынке, осуществляя государственные зай-мы для покрытия бюджетного дефицита, выплаты по государственному долгу.
Однако в этой схеме также есть некоторые допущения:
*государство само является собственником некоторых ресурсов и прода-ет их;
*она не отражает сделок между различными государственными структу-рами экономики;
*она не отражает различий между фирмами – производителями потреби-тельских и инвестиционных товаров.

____________________________________________________________

Лобачёв. Максим ФН-401


Сообщение отредактировал SCooRPION - Воскресенье, 18.12.2011, 17:56
 
АняДата: Среда, 04.04.2012, 19:26 | Сообщение # 97
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль государства в экономическом кругообороте

Важную роль в экономике играет государство. Сейчас необходимо охарактеризовать основные потоки в экономическом кругообороте, которые государство отвлекает на себя.
Основным источником государственных доходов являются налоги, собираемые с домашних хозяйств и фирм. Часть этих налогов возвращается семьям и фирмам назад в форме разнообразных пособий, субсидий и т.д. Разницу составляют т.н. чистые налоги, потоки которых зафиксированы на схеме.
Собрав чистые налоги, государство закупает на соответствующих рынках необходимые для осуществления его деятельности товары и ресурсы (см. потоки на схеме). Например, государство нанимает милиционера и покупает для него патрульную машину.
С помощью закупленных товаров и ресурсов государство оказывает услуги как домашним хозяйствам, так и фирмам. Примерами таких услуг являются национальная оборона, правопорядок, фундаментальная наука, разработка стандартов в разных областях и т.д. Потоки этих услуг также показаны на схеме.
Зачастую государственные расходы оказываются больше доходов, т.е. образуется дефицит государственного бюджета. Коль скоро налоги и прочие поступления уже утверждены, покрыть дефицит можно только за счет займов. При этом существуют два источника заимствований: кредиты Центрального банка и займы на финансовых рынках у фирм и населения (иностранные кредиты мы пока не рассматриваем).
Займы в Центральном банке означают дополнительную денежную эмиссию и ведут тем самым к инфляции. При заимствованиях на внутренних финансовых рынках дополнительной эмиссии не происходит: население и фирмы покупают государственные облигации (см. схему 1-3) и до их погашения деньги временно меняют хозяина. Поэтому данный источник дефицитного финансирования называется безинфляционным.
Тем не менее такой способ покрытия бюджетного дефицита имеет другое весьма негативное последствие – эффект вытеснения. Суть его в том, что государство, пытаясь привлечь к себе финансовые ресурсы, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам и не могут приобретать новое оборудование, т.е. остаются без инвестиций. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.
Образно эту картину можно представить так. Реки сбережений домашних хозяйств текут на поля фирменных инвестиций. Неожиданно на их пути возникают плотина и отводной канал, куда вода в основном и уходит, и на инвестиционные поля попадают жалкие капли.


РЯБЧЕНКО АННА ЕК-301
 
NanaДата: Пятница, 06.04.2012, 09:55 | Сообщение # 98
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Ныне Украина переживает глубокий трансформационный кризис. Но как и всякий кризис, он является формой развития: происходит смена системы отношений командной экономики рыночными отношениями. Украинская экономика находится в состоянии преобразований, является экономикой переходного типа, которой присущи отмирающие и нарождающиеся формы, но и те, и другие реализуются как в микро-, так и в макроэкономических процессах.

Прежде всего, происходят преобразования отношений собственности с опорой на правовые нормы. Вместо монополизма государственной собственности приходит плюрализм целого ряда типов и форм собственности, вместо единого государственного формируются несколько секторов экономики, вместо одного государственного типа производственных предприятий возникают предприятия различных типов хозяйствования, вместо худосочного ручейка международного товарообмена, который перекрывался бюрократической плотиной госмонополии внешней торговли, набирает силу полноводный поток внешнеэкономических контактов со странами ближнего й дальнего зарубежья. Постепенно утверждается предпринимательство, развертывается рынок, работает госсектор, права гражданства приобретают домохозяйства, активизируются внешнеэкономические связи, то есть формируется традиционная макроэкономика.

Вслед за преобразованием отношений собственности начался процесс изменения социальной структуры общества, что в порядке обратной связи стимулирует экономические преобразования. Если в условиях административного социализма производители были де-факто отторгнуты и отстранены от государственной сооственности, а ее распорядителем выступала бюрократия («государство — это частная собственность бюрократии»), то в условиях преобразований уже очевидны социальные новации.

Во-первых, возникает самый многочисленный поток собственников рабочей силы (наемные работники), формируется предпринимательский слой (собственники средств производства и обращения), организуется средний класс (мелкие собственники недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности), то есть идет процесс образования новой социально-экономической структуры.

Во-вторых, по мере ограничения экономической сферы господства государства будет сокращаться и ослабевать экономическая сила бюрократии, что положительно скажется на развертывании экономической свободы труда и предпринимательства.

И, в-третьих, начинается процесс формирования новых социально-экономических основ оздоровления семьи, содержания престарелых, воспитания детей и молодежи. Следовательно, социальные преобразования идут в направлении формирования социальной структуры общества рыночной экономики.

И, наконец, наблюдается преобразование хозяйственного механизма. Вместо сверхцентрализованного, командного и бюрократического планирования, подрывавшего пропорциональное развитие народного хозяйства в интересах общества, начинает складываться система конкурентных отношений. Однако становление и развитие хозяйственного механизма конкуренции протекает под определяющим влиянием государственного регулирования экономических преобразований.
 
NastiA10Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 14:24 | Сообщение # 99
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Государственное регулирование экономики - это система мероприятий по воздействию государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, решения социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации и условия социально-экономической жизни, в которых возникают или могут возникать проблемы и которые не могут решиться произвольно или решаются неэффективно, т.е. это: экономические циклы; структура экономики, условия накопления и инвестиционные процессы; научно-технический прогресс; инновационные процессы; денежное обращение и инфляция; цены; платежный баланс; блок социальных проблем (занятость, доходы населения, социальная защита, подготовка и переподготовка кадров и т.д.); условия конкуренции, окружающая среда (экологические проблемы); регионы.
Наиболее распространен так называемый магический четырехугольник, т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

экономический рост;
высокий уровень занятости;
стабильность цен (устойчивость денег);
внешнеэкономическое равновесие.

Бондарук А. ЕК-301
 
Marinka_301Дата: Четверг, 12.04.2012, 23:07 | Сообщение # 100
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласно теории рациональных ожиданий кривая совокупной предложения имеет вид вертикальной линии, которая берет свое начало в точке потенциального ВВП. Если предположить, что государство планирует в следующем году применить политику стимулирования совокупного спроса, то первым ее результатом будет рост цен. Опираясь на эту информацию, рабочие будут ожидать роста цен и последующее снижение реальной заработной платы. Поэтому они заранее включат эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. В этих условиях пропорционально росту цен увеличатся средние расходы; у предпринимателей не произойдет рост прибылей и они не согласятся увеличивать производство, то есть не произойдет даже временного увеличения совокупной предложения относительно потенциального уровня. Это означает, что рациональные ожидания экономических субъектов исключают возможность возникновения краткосрочной совокупной предложения, а существует лишь совокупное предложение на уровне потенциального ВВП. Отсюда вывод: стимулирующее политика государства вызывает только ускорение инфляции и совершенно не влияет на уровень производства и безработицы. Поэтому она является нецелесообразной и, по мнению оппонентов теории рациональных ожиданий, имеет два наиболее уязвимых элементов:
Первый - способность экономических субъектов достаточно правильно предсказывать будущие изменения в экономике и экономической политике государства противоречит действительности. Практика свидетельствует, что в области экономического прогнозирования допускают значительные ошибки даже руководящие деятели и специалисты.
Второй - в реальной действительности подавляющее большинство рынков не являются чисто конкурентными. Предпринимательские монополии и профсоюзы в значительной степени сдерживают снижение цен и номинальной заработной платы. Поэтому рынки не обладают способностью мгновенно приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и через цены и зарплату быстро восстанавливать объем производства на потенциальному уровне, особенно в условиях стагфляции.

Еремеко Марина Ек-301
 
allmilletДата: Понедельник, 16.04.2012, 12:15 | Сообщение # 101
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Формы и методы государственного регулирования экономики

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные [1, стр. 114].
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.
Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях их роль возрастает.
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:
· планирование, программирование и прогнозирование;
· финансово-кредитное регулирование;
· антимонопольное регулирование;
· дерегулирование экономики.

________________________________________________________________________

Булавко Ирина, УП-701
 
МН-211Дата: Пятница, 20.04.2012, 02:06 | Сообщение # 102
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
Макроэкономическое регулирование предполагает:
• переход к оптимальной модели взаимодействия государства к экономики (макрорегулирование следует рассматривать как сочетание государственного и рыночного воздействия);
• новый тип воспроизводства (воспроизводство эпохи информационного общества, глобальной экологии) — как базис макроэкономического регулирования;
• преодоление отчуждения труда (как макрозадача);
• всестороннее развитие человека (как макроцель).

Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Макрорегулирование хозяйственной жизни прошло долгий исторический путь развития. Для современного мира характерно многоуровневое экономическое регулирование, его механизм связывает отдельных хозяйствующих субъектов как по горизонтали, так и по вертикали. Экономическое регулирование реализуется через хозяйственную деятельность субъектов общества и существует как на микроуровне, так и на региональном, отраслевом, государственном и международном.

Рубанова Н.МН-211
 
ВайцДата: Пятница, 27.04.2012, 01:22 | Сообщение # 103
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Репутация: 0
Статус: Offline
Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям:

* Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами;
* Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса;
* Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов;
* Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией;
* Антимонополистическая деятельность;
* Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения;
* Региональное перераспределение ресурсов.

Рыночная экономика подвержена циклическим колебаниям, в ней периодически возникают экономические кризисы, и государство, решая вышеназванные проблемы, старается достигнуть главной цели: не подавляя, а используя рыночные механизмы избежать негативных последствий такой цикличности, сгладить экономические кризисы и обеспечить устойчивый экономический рост. Осуществить это государство может путем разумной корректировки воспроизводственных пропорций в соответствии с общественными потребностями. Наряду с обеспечением нормального хода воспроизводственного процесса государство должно также гарантировать населению определенный уровень благосостояния и социальную защиту. Эти цели решает система государственного регулирования социально-экономических процессов.

Войцицкая Алёна, УП-301
 
МН-211Дата: Пятница, 27.04.2012, 16:41 | Сообщение # 104
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.
Основные принципы государственного регулирования экономики:

- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:

- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;

- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;

- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;

- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;

- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация
экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);

- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

Рубанова Н.МН-211
 
allmilletДата: Среда, 02.05.2012, 11:23 | Сообщение # 105
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Действующую модель макроэкономического регулирования в Украине можно описать как поощрение расширения импорта товаров и услуг плюс пренебрежение накоплением капитала плюс выталкивание рабочей силы за границу плюс получение валюты от эмигрантов и кредиторов украинского импорта.

Получается так: Украина экспортирует людей, чтобы импортировать товары. Вместо того, чтобы импортировать капиталы и с их помощью производить и экспортировать товары.

То есть такая экономика уменьшает нацию и сокращает возраст государства, способствуя расцвету заморских стран.

Чтобы понять, как кардинально изменить модель, надо установить ее главные цели и элементы. Отдельные факторы, повлекшие финансовые коллапсы в Украине в 1990-х и 2000-х годах, повторяются, следовательно, можно определить типичные причины кризисов.

1. Неестественное и часто неформализованное стимулирование импорта товаров и услуг и дефицита торгового баланса, покрытие дефицита внешними заимствованиями.

2. Административные методы торговли российским газом, которые создают условия неоправданного роста импортных цен на него при сохранении физических объемов его закупки. «Нафтогазу» безразлично, купят ли у него весь газ и поступят ли платежи, зато набухают, как на дрожжах, посреднические доходы монополиста.

3. Неприемлем для долгосрочных инвестиций внутренний климат и доминирование краткосрочных сделок предприятий, банков и правительства относительно использования иностранных капиталов, быстрый их отток из страны при возникновении угроз потери их стоимости, например, при стремительной девальвации гривны или при финансовых шоках в мире.

4. Чрезвычайные объемы дутой монетарной эмиссии в предкризисные периоды якобы для поддержки ликвидности банков, что приводило к дополнительному спекулятивному спросу на твердую валюту и пике обменного курса гривны.

5. Колоссальная зависимость внутренних сбережений от поступления иностранной валюты в связи с нежеланием украинцев хранить деньги в гривне, нехватка долларов для этих потребностей из-за дефицита торгового и текущего платежного балансов государства.

Наложим эти причины предыдущих финансовых разрушений на нынешние реалии.

Добавлено (02.05.2012, 11:21)
---------------------------------------------
Первая причина

В 2010 году и первой половине 2011 года новая власть вновь прибегла к международным займам, превосходя аппетиты предшественников: в 2010 году она заняла 8 миллиардов долларов, в январе — июне 2011 года — 4,3 миллиарда долларов.

Еще 1—1,5 миллиарда долларов ежегодно иностранцы тратят на покупку внутренних гособлигаций. Эти поступления позволяли удерживать валютный курс и даже ревальвировать его — с 8,49 гривны за доллар в сентябре 2009 года до 7,92 гривны за доллар в мае 2010 года — снова искусственная ревальвация.

При высокой инфляции цен укрепления курса гривны подталкивает импорт и подавляет экспорт, добавляя доходов первом и вычитая — у второго. В результате динамика импорта значительно опережает динамику экспорта: в 2011 году — 45,7% против 35,2%. А дефицит внешней торговли и текущего счета платежного баланса резко возрастают.

Чем больше правительство берет внешних кредитов, тем хуже становятся балансы торговли и платежей, а значит, для финансирования дефицита требуется все больше заимствований.

Сейчас для возврата 1 доллара долгов государство должно получить новые кредиты на 1,4 доллара. В сентябре 2011 года Кабмин размещает еврооблигации на 2 миллиарда долларов под 10% годовых, тогда как год назад ставка была 7%.

Стимулирование импорта является скрытым, но реальным. В нем заинтересованы все — от министра финансов, который ожидает увеличения поступлений таможенных пошлин, акцизов и НДС с импортных товаров и услуг, до рядового таможенника, с которого требуют перевыполнения плана.

Эти планы слепят глаза. Таможенникам не стыдно унижать собственных граждан нормами развитого социализма вроде ввоза в страну сувениров не больше, чем на 200 долларов, и проверкой багажа каждого пассажира даже в «зеленом коридоре».

Или когда «шмонают» — другого слова не подберешь, потому что это похоже на гулаговской лагерные процедуры — украинских трудовых мигрантов, чтобы конфисковать заработанное в чужих краях. Как же надо ненавидеть своих соотечественников! И кто после этого захочет возвращать деньги в Украину и возвращаться самим?

Все это — на фоне уголовного роста таможенной службы с контрабандистскими синдикатами, о чем широко известно.

Господа чиновники, может пришло время избавляться от работников аэропортов, которые ненавидят собственных граждан? Платежный дисбаланс такими действиями не исправишь, а вот показать страну в глазах цивилизованного мира варварами точно удастся.

Добавлено (02.05.2012, 11:22)
---------------------------------------------
Вторая причина

Торговля российским газом стала приносить еще большие потери для торгового и платежного балансов. Цена, как известно, продолжает расти: за полтора года — с 240 долларов за тысячу кубометров до 354 долларов за тысячу кубометров.

При такой цене ни промышленность, ни социальные учреждения, ни жилой сектор не могут окупить собственные затраты при потреблении голубого топлива. Сейчас внутренние цены — от 50 долларов до 150 долларов. Государство покрывает разницу за счет внешних кредитов.

Объемы импорта газа в 2011 году вырастут на 12 миллиардов кубометров. То есть годовые расходы на оплату российского газа могут увеличиться по сравнению с предыдущим годом на 74% — с 6,7 миллиарда долларов до 11,5 миллиарда долларов.

Нечем платить, а власть закупает все больше. Экономический сюрреализм: поезд едет все быстрее, все знают, что колея недостроенная и вскоре закончится, однако машинистам безразлично, их цель — еще более высокая скорость. Вождям давно пора нажать на тормоза — Советского Союза уже нет, и за Украину никто не заплатит.

По такому механизму финансирования газового импорта дефицит внешней торговли гарантирован. Хотя сводить решение проблемы только к снижению цен и объемов покупки топлива не следует, ведь параллельно повышаются цены на производимое из него.

Наконец, более высокий уровень производства и благосостояния не в странах юга, а в странах севера, которые потребляют больше топлива. Это подводит к мысли, что выход есть.

Третья причина

Доминирование краткосрочных операций с капиталом. Долгосрочные чистые ПИИ падают в абсолютном и относительном размерах: 10,9 миллиарда долларов — в 2008 году, 4,8 миллиарда долларов — в 2009 году и в 2010 году, 1,8 миллиарда долларов — за шесть месяцев 2011 года без учета продажи «Укртелекома».

Украинские банки продолжают репатриацию ранее полученных иностранных займов. Возвращенные ими в 2010 году международные кредиты превышают новополученные на 2,1 миллиарда долларов, в январе — июне 2011 года — на 1,5 миллиарда долларов.

Однако вытесненные краткосрочные банковские заимствования заменили такие же товарные, которые за семь месяцев 2011 года уже достигли почти 5 миллиардов долларов. К тому же, не являются долговременными и правительственные долги.

Итак, общие объемы рискованных международных капиталов вновь становятся критическими. Любые новые пертурбации на мировых рынках и дезинформация относительно ситуации в Украине или действительные финансовые провалы в экономике могут подорвать неустойчивое валютное равновесие.

Добавлено (02.05.2012, 11:23)
---------------------------------------------
Четвертая причина

Прирост объемов гривны в обращении — чистая денежная эмиссия — высокий, хотя он и не достиг рекордов 2008 года и предыдущих лет. В 2010 году он составлял 35,5 миллиарда гривен, в первой половине 2011 года — 20,1 миллиарда гривен.

Главным источником эмиссии стали интервенции Нацбанка на внутреннем рынке валюты, когда он покупал ее избыток. Возникал этот избыток благодаря внешним займам правительства и продажи на рынке заемной валюты. Таким образом, в 2010 году было выпущено в обращение 35,1 миллиарда гривен, в январе — июне 2011 года — 9 миллиардов гривен.

Вторым источником денежной эмиссии была покупка Центробанком у госбанков ОВГЗ, с помощью которых финансировался дефицит бюджета: объемы чистой покупки составили 13,2 миллиарда гривен в 2010 году и 8,7 миллиарда гривен в первой половине 2011 года.

НБУ также пытался уменьшить прирост денег в обращении, возвращая себе ранее выданные банкам кредиты рефинансирования и депонируя часть их ликвидности, хотя услуги депонирования не являются функцией центрального банка. Это частично сбило инфляцию, которая росла в первом полугодии 2011 года.

Итак, действующая модель монетарной эмиссии является зависимой от избыточного поступления долларов и эмиссии гособлигаций. Невыполнение этих условий, например, когда международные кредиты станут слишком дорогими, будет вызывать демонетизацию экономики, уже частично наблюдается. Следствием будет углубление рецессии.

Пятая причина

Дефицит долларов через опережающий рост импорта над экспортом усиливается несмолкающим внутренним спросом на твердую валюту, необходимую гражданам для домашних сбережений.

Ежемесячно украинцы продают банкам меньше долларов, чем покупают у них. Чтобы восстановить доверие к гривне, Нацбанк и прибегнул к искусственной ее ревальвации в 2009—2010 годах. Определенный результат был получен.

На протяжении 2009 года чистая покупка валюты населением составила 4,6 миллиарда долларов. Однако в 2010 году ее объемы выросли до 6 миллиардов долларов, а за шесть месяцев 2011 года граждане вложили в сбережения 4,7 миллиарда долларов — за год их объем достигнет 9,4 миллиарда долларов. Остатки доверия к гривне почти полностью испарились.

Увы, денежный регулятор еще раз допускает ошибку, административно ущемляя продажу наличных долларов, чтобы сократить их скупку населением. В результате можно получить ненужный ажиотаж и обострения дефицита. В итоге, все факторы финансово-валютной разбалансировки работают на полную мощность.

Общий разрыв платежного баланса в годовом измерении 2011 года по текущему счету может достичь минус 5,9 миллиарда долларов, прирост к 2010 году 110%, по текущему и финансовому счету без чистых кредитов, полученных правительством, — минус 2 миллиарда долларов, прирост в двадцать раз.

При таких темпах наращивания валютно-платежных дефицитов нехватка долларов скоро станет критической. Есть целый букет финансовых рисков — сверхвысокие процентные ставки по еврооблигациям, рост стоимости газа и нефти, короткие, почти мгновенные кредиты, приостановление международного сотрудничества с украинскими банками, отклонение в сторону инвалютных сбережений. Каждый из них способен взорвать ситуацию.

Нельзя бесконечно брать иностранные кредиты, как не удастся неразумно сокращать гривневую массу. В конце концов, денежный регулятор девальвирует обменный курс, и если девальвация будет стремительной, страну ждет новое финансовое бедствие и депрессия.

Кабмин предпринимает ряд спасательных операций: заявляет о импортозамещении, хотя дальше разговоров об украинских памперсов дело не идет, о согласовании с ВТО более высоких тарифов на импортные товары — это предусмотрено уставом международной организации лишь для случаев финансовых коллапсов, неуклюже давит на Россию по снижению цены на газ.

Однако правительство не замечает, что само расшатывает маховик дефицита, привлекая кредиты и не финансируя экспорт. При такой пагубной модели внешнеэкономического регулирования в принципе не может быть долгосрочной стабильности и роста.

От нее надо сознательно и организованно отказаться. Иначе — неизбежен срыв в движении экономики. К сожалению, прошлое показывает, что каждый такой провал отбирает у нации гораздо больше потенциала, чем удается восстановить за период между кризисами.

В общем, государство до сих пор не достигло уровня производительности Советской Украины, а с каждым финансовым лихолетьем только удаляется от него.

________________________________________________________________________

Булавко Ирина, УП-701

 
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Страница 7 из 13«12567891213»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2016 | Создать бесплатный сайт с uCoz