Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Форум » Test category » Test forum » Теневая экономика.
Теневая экономика.
allmilletДата: Суббота, 10.03.2012, 20:09 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика в Украине - это не отдельное явление, а результат системного кризиса экономики. При переходе от социалистических форм организации экономики к рыночным формам, произошла реструктуризация теневого сектора экономики, его масштабное развитие. Теневая экономика в Украине имеет существенное распространение во всех сферах экономической деятельности. Наиболее коррумпированными являются учреждения и организации Госавтоинспекции, таможни, милиции и налоговой инспекции

Теневая экономика в сочетании с организованной преступностью и коррупцией представляют угрозу для экономической и национальной безопасности государства. Поэтому сложившийся в Украине теневой сектор экономики требует глубоких и комплексных научных исследований. Значительной проблемой, которая осложняет исследования теневой экономики, является полное отсутствие информационно-статистических данных

По моему мнению, одной из главных причин возникновения теневой экономики является высокий уровень налогообложения, а следовательно уклонение от налогообложения, которое проявляется в:

- намеренном снижении в отчетности суммы заработной платы, которая фактически выплачена. 90 - 100% сотрудников предпринимательских структур получают часть зарплаты по ведомости, а остальное - без оформления бухгалтерской документации. Почти 100% исполнителей временных работ не заключают договора найма и получают оплату без оформления. В целом в предпринимательских структурах зарплата, которая отражается в бухгалтерском учете, составляет не более 30% от фактически выплаченной;

- сокрытии выручки. Отмечено, что внедрение на предприятиях розничной торговли кассовых аппаратов осложнило, но не ликвидировало возможности сокрытия выручки от реализации товара. Согласно экспертным оценкам в магазинах, где установлены кассовые аппараты, не учитывается более 20% выручки. Размеры сокрытия выручки зависят от номенклатуры товаров, которые реализуются, и их поставщиков. К таким, прежде всего, относятся продукты повседневного спроса: хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, масло растительное и прочее;

- занижении суммы прибыли от экспортно-импортных операций. При импорте товаров и продукции практикуется использование промежуточной оффшорной фирмы, которая покупает товар у зарубежного производителя и затем поставляет его украинскому партнеру. В зависимости от видов товара или продукции их цена на этой операции падает от 20% до 60%. Аналогичный метод используется и при экспортных операциях для сокрытия разницы между ценами на продукцию на внутреннем и международном рынках;

- нелегальном вывозе за границу капитала, и прежде всего в форме доходов от деятельности совместных предприятий. Нелегальные объемы вывоза прибыли совместных предприятий осуществляются посредством применения систем трансфертов, роялти и т.д. результаты исследований показывают, что в уставных документах многих из совместных предприятий содержатся положения о проведении расчетов со своими зарубежными партнерами по "трансфертным", "прейскурантным", "специальным" ценам. Несоответствие их мировым ценам на аналогичную продукцию достигает в отдельных случаях 40 - 50%;

- бартерных операциях. Бартерные операции должны осуществляться на базе эквивалента стоимости товаров или продукции, которые обменивают. Фактическая цена товаров и продукции, поставляемых предпринимателями государственным предприятиям и организациям, завышается на 50 - 300%. До 70% продукции, которую получает предприниматель по бартеру, реализуется по ценам ниже цен завода-производителя;

- бесприбыльных операциях. Используется множество способов искусственного завышения расходов и сокрытия полученной прибыли. Прежде всего по продукции, цены на которую изменяются в зависимости от сезона, упаковки, способа транспортировки;

- нескрываемом уклонении от уплаты налога. Распространены как уклонение от уплаты налогов, так и искажение в бухгалтерских документах результатов деятельности субъектов хозяйствования
Интересным является тот факт, что теневая экономика выполняет и положительную роль:

· создает рабочие места, которых не достаточно в условиях официальной экономики,

· является средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан
По данным Министерства экономики Украины в 2009 году уровень тенизации украинской экономики оценивается на уровне 36% от официального ВВП. То есть соответствует критическому уровню, который, по оценкам западных экспертов составляет 30-35% ВВП

Таким образом, на основе вышеизложенного целесообразно предложение о разработке комплексного механизма легализации теневых форм экономической деятельности с ориентацией на создание привлекательных условий для их возвращения в правовое поле государства.
_______________________________________________________________________

Булавко Ирина, УП-701
 
BrillianceДата: Вторник, 13.03.2012, 10:28 | Сообщение # 17
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика в Украине.
Последние годы экономика Украины все больше и больше уходит в тень, появляются и последствия теневой экономики . Причины этому разнообразные, в основном это сложная система налогового и трудового законодательства и достаточно высокие налоги. Стоит уточнить, что теневая экономика в Украине на занимается незаконной деятельностью и не производит никаких криминальных товаров или услуг. Наоборот, теневая экономика в Украине, ее субъекты, заинтересованы в спокойной обстановке для получения своей максимальной прибыли. При этом отчислять процент из своей прибыли в бюджет они отказываются. Последствия теневой экономики велики и в украинских реалиях, мы имеем огромный дефицит бюджета, который можно было бы покрывать из собственных ресурсов, а не с помощью МВФ.

Бороться с таким явлением, как теневая экономика в Украине необходимо, однако делать это надо не только с помощью различных штрафных санкций. Гораздо эффективнее будет упрощение системы налогообложения, уменьшение налогового бремени, созданием условий работы для бизнеса, когда не будет необходимости уходить в тень и доля теневой экономики будет снижаться.

Сейчас большинство предпринимателей отказывается платить налоги, потому что дальнейший путь средств, полученных от налогов, непрозрачен и вызывает сомнения. Те отрасли, которые должны были бы спонсироваться за счет налоговых отчислений, например здравоохранение, образование, строительство и ремонт дорог, различные социальные программы, находятся в упадке в нашей стране, все это последствия теневой экономики. Предприниматель не желает платить часть из своего дохода при этом ничего не получая взамен. А бюджетная сфера не сможет развиваться без уплаты налогов в полном объеме.

По сути, сейчас полностью легально работают только крупные предприятия, которые выплачивают налоги в полном объеме, т.е. велика доля теневой экономики. Большинство же старается минимизировать уплату налогов законными и незаконными способами, а это в свою очередь способствует расширению понятия теневая экономика в Украине. Получается, что бюджет страны фактически содержит несколько тысяч предприятий.

ВОЛЫГИНА Н. УП-401
 
kateДата: Вторник, 13.03.2012, 22:01 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Впервые «теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американскую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и общегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследо­вания, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности подключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвященных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятельности, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя. Серьезной проблемой стал теневой товарооборот в позднем СССР, составляя в 1986 году 10 млрд. рублей.

УП-701,ДЕХТЯРЕНКО ЕКАТЕРИНА
 
MariДата: Вторник, 13.03.2012, 23:19 | Сообщение # 19
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 0
Статус: Offline
Истоки формирования теневой экономики на Украине

Теневая экономика берет начало в первых годах XX столетия. В России, в основном, утвердились капиталистические отношения, однако намного позже, чем в других экономически развитых странах. Капитализм в России формировался с отличиями от своей классической формы - свободной конкуренции. Его развитие осуществлялось путём разрушения монархического государства и при большом участии иностранного капитала. Несмотря на бурный рост капитализма, параллельно с ним продолжали сохраняться феодальные и полуфеодальные отношения, которые не вытеснялись, а врастали в него и тесно с ним переплетались. Традиционный правовой нигилизм, масса безграмотного населения и страх перед властью привели к высокому уровню коррумпированности многочисленного государственного аппарата на всех уровнях власти. Наибольшая в мире протяженность государственных границ позволяла контрабандистам, организовывать свою деятельность без особых трудностей. Кроме этих направлений теневой экономической деятельности, можно выделить такие, очень распространенные в то время, как: подделка плохо технически защищенных казначейских обязательств, векселей и иных ценных бумаг; разворовывание государственных финансовых и материальных ценностей.; браконьерство и т.д.

Наиболее распространёнными видами теневой экономической деятельности за время СССР были:

- нелегальное производство, предоставление услуг и торговля;
- разворовывание государственной собственности и финансов;
- взяточничество во всех ветвях государственной власти;
- браконьерство.

Теневая экономика прошла два этапа развития: сначала на отраслевом уровне, от министерств до предприятий, затем - на территориальном, где создавалась организационная связь руководства регионов, региональных силовых структур, налоговых служб, а также других подразделений госаппарата и зависимых от них предприятий и органов с криминалитетом. Если в государстве разработанное законодательное поле обусловливает решение этой проблемы, то противостояние легальной и теневой экономик сводится к минимуму, а уровень тенезации стремится к таким величинам, которые не оказывают столь высоко отрицательного влияния. Дело в том, что чем ниже уровень развития экономики, чем значимее ее спад, тем больше возрастает налоговое давление на предприятие или мелкого, индивидуального производителя.

В Украине и Верховный Совет и Правительство переступили границу оптимальности, ибо сегодня все предприниматели вынуждены отдавать в виде налогов 70-80% своего дохода и еще плюс к ним начисления на заработную плату и себестоимость продукции, что в итоге значительно превышает объем суммарного дохода. А это отрицательно сказывается на создании одного из основных элементов функционирования предприятия - прибыльности, что только и может обеспечить его развитие. В результате усиливаются неплатежи, происходят задержки с выплатой зарплаты, резко увеличиваются бартерные операции. Такие перекосы в экономике не могут происходить бесследно как для предпринимателей, так и для государства, тем более что именно законодательная основа государства, прежде всего и провоцирует стремление большинства налогоплательщиков уходить в тень от непомерных поборов. Анализ формирования ВВП раскрывает существенные недостатки этого процесса, ибо с увеличением налоговой нагрузки в прямой зависимости уменьшаются налоговая составная наполнения бюджета, что свидетельствует о нарушении уровня оптимальности.

В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис тем не менее, они в каждой стране имеет свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления.

Добавлено (13.03.2012, 23:19)
---------------------------------------------
Отметим следующие основные особенности теневой экономики в Украине.

1. Значительное сращивание властных структур с теневыми. Подобное "сотрудничество" осуществляется на следующей основе: привлечение фирмами в собственный штат в виде "консультантов" - должностных лиц высокого и наивысшего ранга с целью лоббирования своих интересов в государственных инстанциях.
2. Установление льготных условий функционирования отдельных субъектов;
3. Использование государственного имущества и организационных структур для получения неофициального частного дохода государственными чиновниками и управленцами;
4. Осуществление в составе больших государственных предприятий теневых операций (полуофициально).
5. Неограниченное нормативно-правовое поле в государственном законодательстве и значительное количество механизмов относительно осуществления теневых операций.
6. Отсутствие четкой границы между официальной и теневой деятельностью.
7. Приоритетность теневой сферы, которая, не уплачивая налогов, пользуется социальными услугами, подготовкой рабочей силы, государственными субсидиями и другими негосударственными бесплатными услугами.
8. Коррумпированность государственных служащих различных властных структур и, прежде всего, контрольных служб: налоговой, санэпидемконтроля, пожарной безопасности и других.
9. Служебные злоупотребления, установление с нарушением Конституции Украины сборов и таможенных пошлин за услуги, которые входят в обязательное выполнение соответствующими ведомствами. Кроме того, стоимость выполнения некоторых услуг значительно превышает их установленный норматив, фактически становится дополнительной таможенной пошлиной. Процесс лицензирования и выдачи различного рода разрешений становится наиболее желательным для министерств и ведомств, поскольку на его основе могут быть полученные значительные поступления, в том числе и на пополнение частного, не учитываемого официально дохода.

УП-401 Кабанова Мария

 
RubiЧkaДата: Суббота, 17.03.2012, 19:06 | Сообщение # 20
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот какую интересную статью хочу представить вашему вниманию.Автор статьи: Наталья СИДОРОВА

Теневая экономика Украины в надежных руках
Двадцать лет назад никто не мог спрогнозировать, чем закончится для стран постсоветского пространства бездумный, хаотичный переход от социалистической экономики к рыночной. Отсутствие концептуального видения и экономически обоснованной стратегии смены систем государственного хозяйствования привели к несправедливому перераспределению национального валового продукта СССР между республиками.
В Украине, как и в других республиках, началось так называемое накопление нынешними олигархами первоначального капитала за счет присвоения общенационального богатства. До распада Союза о понятии «теневая экономика» советские граждане даже не слышали. Ведь существовало лишь две формы собственности: государственная и кооперативная.
По прошествии времени можно констатировать: действия, за которые когда-то получали тюремные сроки, в настоящее время стали главным инструментом наживы. По разным оценкам экспертов, на сегодняшний день теневой сектор занимает 40–60% экономики Украины. Это значит, что мимо государственной казны проходит 60% денежных средств, которые благополучно оседают в карманах теневых магнатов. Учреждения государственной статистики не имеют возможности учитывать неконтролируемое «левое» производство, потребление, обмен и распределение финансов, вращающихся в теневом секторе.
Все более острыми становятся проблемы коррупции, наркобизнеса, проституции, торговли оружием и людьми. Государственное управление экономикой страны практически не осуществляется. Неэффективная налоговая политика также ведет к уменьшению поступлений в госбюджет. А нестабильное, часто изменяющееся законодательство подталкивает предпринимателей к поиску новых путей сокрытия налогов.
Изменить экономическую ситуацию в стране и вывести ее из более чем 20-летнего кризиса возможно лишь в случае легализации теневого сектора. Этого нельзя добиться без политической воли высшего законодательного органа Украины и Президента.
Без достоверного учета и контроля всех экономических и финпоказателей от предпринимательской деятельности в целом по стране невозможно навести порядок в государстве. Поэтому информация о реальных доходах и расходах, материальном благосостоянии всех без исключения граждан Украины должна быть доступна для официальной статистики.
Поменять ситуацию очень просто: навести порядок в учете доходов и расходов путем выведения из оборота наличных денег. Предпринимателей, как бы они ни сопротивлялись, необходимо обязать установить кассовые аппараты, независимо от вида деятельности. Ведь россказни «бедных и несчастных» владельцев малого и среднего бизнеса о том, как их давят налогами, — это то же самое, что байки народных депутатов о законности и прозрачности их деятельности. Заявляю об этом, как предприниматель с большим стажем. Давайте просто все перестанем врать — от рядового гражданина до Президента.
Почему, например, в Германии самые богатые люди выступают с предложением увеличить налоги на их доходы, а наши толстосумы всячески стараются оградить себя от «потерь», заметьте, не заработанных, а нагло присвоенных финансов?
Вполне очевидно, у иноземных олигархов есть совесть. Вы посмотрите, какое дичайшее сопротивление оказывают предприниматели, отказываясь показать реальные доходы? И это лишь потому, что надлежащий фискальный контроль покажет фактические обороты каждого, которые намного больше, чем плачутся представители бизнеса. Если в результате качественного учета будет доказано, что доходы оставляют желать лучшего, то, соответственно, и сумма налогов будет минимальной. При этом критерии контроля должны быть едины для всех.
Вывод из тени оборотных средств мог бы дать такое наполнение государственного бюджета, благодаря которому стали бы реальными пустые политические декларации власти об улучшении жизни народа.
На подобное граждане Украины могут рассчитывать, если дождутся прихода к власти честных, высокоморальных политиков. Среди нынешнего парламентского большинства и президентского корпуса таковых, к сожалению, не наблюдается.


Рубежанская Юлия, УП-301
 
VeraДата: Воскресенье, 18.03.2012, 14:14 | Сообщение # 21
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Страны с наибольшей теневой экономикой (глобальное уклонение от уплаты налогов)
1. Грузия
Процент от ВВП в теневой экономике: 72,5%*Официальный ВВП: 20,29 млрд**
Население: 4 600 825 Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 55,6% Промышленность: 8,9% Услуги: 35,5%
Отрасли экономики: сталь, самолеты, станки, электроприборы, добыча (марганец, медь), химические вещества, изделия из дерева, виноделие
Экспорт: металлолом, вино, минеральная вода, руды, транспортные средства, фрукты и орехи
** Источник всех данных по численности населения, ВВП, рабочей силы, отраслям экономики и экспорта CIA World Factbook 2010 изд
2. Боливия
Процент от ВВП в теневой экономике: 70,7%Официальный ВВП: 45,11 млрд
Население: 9 947 418 Отрасли экономики: Сельское хозяйство: 40% Промышленность: 17%Услуги: 43%
Отрасли экономики: горная промышленность, выплавка металлов, нефть, продукты питания и напитки, табачные изделия, ручные изделия, одежда
Экспорт: природный газ, соя и соевые продукты, нефть, цинковая руда, олово
3. Азербайджан
Процент от ВВП в теневой экономике: 69,6%Официальный ВВП: 86,03 млрд
Население: 8 303 512Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 38,3% Промышленность: 12,1% Услуги: 49,6%
Отрасли экономики: нефть и природный газ, нефтепродукты, нефтепромысловое оборудование, сталь, железная руда, химическая и нефтехимическая промышленность, текстильная промышленность
Экспорт: нефть и газ (90%), оборудование, хлопок, продукты питания
4. Перу Процент от ВВП в теневой экономике: 66,3% Официальный ВВП: 253 млрд Население: 29 907 003
Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 0,7%Промышленность: 23,8%
Услуги: 75,5%
Отрасли экономики: добыча и переработка полезных ископаемых, сталь, изготовление металлоконструкций, нефтедобыча и нефтепереработка, природный газ, рыбное хозяйство, текстильная, швейная и пищевая промышленность
Экспорт: медь, золото, цинк, нефть и нефтепродукты, кофе, картофель, спаржа, текстиль, рыбная мука
5. Танзания
Процент от ВВП в теневой экономике: 63%Официальный ВВП: 57,89 млрд
Население: 41 892 895*Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 80%
Промышленность: 20% (2002 год)
Отрасли экономики: переработка сельскохозяйственной продукции (сахар, пиво, сигареты, шпагат из сизаля), алмазы, золото, добыча железа, соли, соды, цемента, нефтепереработка, одежда и обувь, изделия из древесины, удобрения
Экспорт: золото, кофе, орехи кешью, производство хлопка
*оценки численности населения этой страны учитывают высокую смертность от СПИДа, что может привести к снижению средней продолжительности жизни, высокого уровня смертности, снижению темпов роста численности населения
6. Украина
Процент от ВВП в теневой экономике: 58,1%
Официальный ВВП: 294,3 млрд
Население: 45 415 596
Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 15,8%Промышленность: 18,5%
Услуги 65,7%
Отрасли экономики: уголь, электроэнергия, черные и цветные металлы, машины и транспортное оборудование, химическая и пищевая промышленности
Экспорт: черные и цветные металлы, топливо и нефтепродукты, товары химической промышленности, машины и транспортное оборудование, продукты питания
7. Таиланд Процент от ВВП в теневой экономике: 57,2%
Официальный ВВП: 538,6 млрд Население: 66 404 688*
Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 42,4% Промышленность: 19,7% Услуги 37,9%
Отрасли экономики: туризм, текстильная промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, напитки, табачные изделия, цемент, легкая промышленность, ювелирные изделия, электрические приборы, компьютеры и комплектующие, микросхемы, мебель, пластик, автомобили и запчасти, вторая страна по производству вольфрама и третья по производству олова
Экспорт: текстиль и обувь, рыба, рис, каучук, ювелирные изделия, автомобили, компьютеры и электроприборы
*оценки численности населения этой страны учитывают высокую смертность от СПИДа, что может привести к снижению средней продолжительности жизни, высокого уровня смертности, снижению темпов роста численности населения
8. Зимбабве Процент от ВВП в теневой экономике: 56,1 Официальный ВВП: 332 млн
Население: 11 651 858*Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 66% Промышленность: 10% Услуги 24%
Отрасли экономики: горнодобывающая (уголь, золото, платина, медь, никель, олово, глина, руда), сталь, изделия из дерева, цемент, химические вещества, удобрения, одежда и обувь, продукты питания, напитки
Экспорт: платина, хлопок, табак, золото, ферросплавы, текстиль/одежда
*оценки численности населения этой страны учитывают высокую смертность от СПИДа, что может привести к снижению средней продолжительности жизни, высокого уровня смертности, снижению темпов роста численности населения

Добавлено (18.03.2012, 14:14)
---------------------------------------------
9. Уругвай Процент от ВВП в теневой экономике: 56,0% Официальный ВВП: 44,52 млрд Население: 3 510 386
Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 9%,Промышленность: 15% Услуги 76%
Отрасли экономики: пищевая промышленность, электрические машины, транспортное оборудование, нефтепродукты, текстиль, химические вещества, напитки
Экспорт: мясо, рис, изделия из кожи и шерсти, рыба, молочные продукты
10. Гватемала
Процент от ВВП в теневой экономике: 55,0%Официальный ВВП: 69,21 млрд
Население: 13 550 440
Отрасли экономики:Сельское хозяйство: 50%Промышленность: 15%Услуги 35%
Отрасли экономики: сахар, текстиль и одежда, мебель, химические вещества, нефть, металлы, каучук, туризм
Экспорт: кофе, сахар, нефть, одежда, бананы, фрукты и овощи, кармадон.
Кстати наши соседи россияне занимают 130 место в рейтинге , а наиболее низкая теневая єкономика в Австрии ,Швеции , США,Люксембурге, Японии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Сингапуре и Китае
Среди европейских стран нелегальный бизнес процветает в Прибалтике: в Латвии уровень теневой экономики составляет 41,6% ВВП (109-е место в рейтинге), в Эстонии — 40,3% ВВП (102-е место), в Литве — 31,9% ВВП (64-е место).
Ещ так же печально ,что в Украине ,славящейся своими землями Сельское хозяйствозанимает всего лишь 15,8%

Янчук Вера Уп-301

 
RubiЧkaДата: Воскресенье, 18.03.2012, 15:27 | Сообщение # 22
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
ПРОБЛЕМА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ
От самого начала переходного периода Украина в числе других стран мира столкнулась с проблемой теневой экономики - не контролируемого обществом производства, распределения, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемых от органов государственного управления и общественности социально-экономических отношений между отдельными гражданами и социальными группами.
В современном мире с проблемой тенизации экономических процессов сталкиваются почти все страны. Объемы теневого сектору в экономически развитых странах мира удерживаются на уровне, что не имеет существенного влияния на социально-экономические процессы в обществе (5-12% ВВП). При размерах теневого сектору в 30% ВВП наступает критический предел, превышение которого свидетельствует о функционировании в стране воспроизводительной системы теневых экономических отношений.
В последнее время, по данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, правительства удалось снизить процесс тенизации экономики на 5%3. Однако, по мнению экспертов, удельный вес теневого сектору экономики в Украине и дальше остается достаточно высокой - 65% Ввп4.
Если посмотреть на эту проблему шире, то можно выделить ряд конкретных негативных последствий влияния теневой экономики на развитие всех сторон общественной жизни государства, в частности:
- непрозрачное и несправедливое распределение национального дохода;
- криминализация общества, правовой нигилизм и недоверие к органам государственной власти;
- дискриминация субъектов хозяйственной деятельности;
- сокращение налоговых поступлений к бюджетам всех уровней;
- нелегальный экспорт капиталов и уменьшение объемов инвестиций в экономику, зависимость от заграничных ссуд;
- потеря промышленного и интеллектуального потенциала нации.
Если сделать попытку комплексно взглянуть на проблему тенизации экономики в Украине, то можно выделить ряд объективных факторов, которые объясняют такие значительные объемы теневой экономики:
- высокие налоги и неравномерность налоговой нагрузки;
- недостаточная прозрачность налогового законодательства и постоянное внесение изменений к нему;
- медленные и непрозрачные приватизационные процессы;
- вмешательство властных структур всех уровней в деятельность субъектов ведения хозяйства;
- коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления.
В течение всего периода рыночных превращений в Украине становления эффективной налоговой системы характеризовалось отсутствием компромиссов между государством и налогоплательщиками. Это обстоятельство предопределено тем, что процесс совпал во времени с глубоким экономическим кризисом, когда проблемы наполнения бюджета особенно заостряются. То есть с падением объемов производства государственные расходы не сокращаются, а даже увеличиваются, причем не только в номинальном, но и в реальном вычислении, которое влечет дефицит бюджета и необходимость усиления налогового давления на налогоплательщиков. В результате этого налоговая система Украины достаточно быстро трансформировалась не в соответствии с потребностями экономического развития, а в угоду потребностям избыточного государственного потребления.
В целом в контексте проблемы уменьшения объемов теневого сектору в Украине необходимо продлить комплекс реформ в налоговой сфере, при этом основное внимание должно быть уделено таким направлениям:
- укреплению налоговой системы и налоговой службы на основе изменений в налоговом законодательстве;
- повышению прозрачности в налоговой сфере и надлежащему контролю операций органов государственного управления;
- созданию правового механизма и соответствующей инфраструктуры для противодействия отмыванию средств, полученных незаконным путем, и возвращению незаконно вывезенных из Украины капиталов;
- укреплению методов управления в государственном секторе, а также усовершенствованию функционирования государственной власти в целом

УП-301, Рубежанская Юлия
 
VeraДата: Воскресенье, 18.03.2012, 16:15 | Сообщение # 23
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика варианты решений. Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели чем положительным, поэтому основная задача государства - приложить все силы по ее устранению и высветлению.
Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализации должна иметь несколько направлений:
1. Меры социально-экономического характера.
Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений:
1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных групп населения
2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно
3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительства жилых зданий и производственных территорий
4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства
5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе
Также основным направлением должно стать пересмотр и изменение системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.
2. Введение постоянной экспертизы принимаемых законов и подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированности административного аппарата государства.
Необходимо изменение большинства законодательных актов Российской Федерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации, о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капитала за рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушений в сфере финансово-кредитных отношений.
3. Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон "О полиции", который должен реструктурировать систему правоохранительных органов в лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых и таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести также децентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых "сверху".
Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также является немаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизации предприятий.
Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможет ослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условия для будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан

Янчук Вера УП301
 
RubiЧkaДата: Воскресенье, 18.03.2012, 16:27 | Сообщение # 24
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Структура теневой экономики
Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения и
его явно неравномерного распределения для значительной части
предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело»,
свернуть производство, вывести капитал за границу.
Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за
получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо
платить», так что основа для коррупции налицо.
Третий вариант: уклониться от уплаты налогов, применить наличные
расчеты, уйти в «тень». В этом случае создается почва для криминализации
экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с
одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.
Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его
можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода
вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает
наличие «объекта эксплуатации», что, кстати, является характерным признаком
«агрессивной координации».
Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие
предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей
которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка
ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве
этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при
прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный
доход.
Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия
производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции
завода.
Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее
средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся
с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка.
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей
совместную «теневую деятельность», обычно включает: 1) предприятия,
осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции; 2) банк;
3) «службу безопасности»; 4) связи, конституирующие группировку по тому или
иному признаку. О каждом из этих элементов есть хотелось бы рассказать
подробнее.
Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется
предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему
временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на
одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме
того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников
легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы
собственности в группировках происходят регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и
наоборот, не говоря уж о других операциях.
«Служба безопасности» имеет разные ипостаси: это и обычные охранники,
и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных
органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе
стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах
массовой информации, что можно расценивать как распространение заботы о
своей безопасности на сферу общественного мнения.
Как представляется, структуры теневой экономики в принципе не являются
в полном смысле экономическими т.е. ориентированными на максимальное
удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках
производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом
свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым
министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми
же операциями, и т.п.

УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
 
VeraДата: Воскресенье, 18.03.2012, 16:32 | Сообщение # 25
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
По данным Университета Иоганна Кеплера из австрийского города Линц, объем теневой экономики в Европе превышает 2 трлн евро. Размах теневого рынка различен в разных странах - от 7-8% ВВП в Австрии и Швейцарии до внушительных 30% и более в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Правительства всех без исключения стран прилагают усилия для сокращения объема "неофициального" рынка, но по целому ряду причин, эта задача оказывается исключительно сложной для выполнения.

Мы живем в эпоху, когда "теневая" экономика, эта невидимая для официальных институтов государства зона, как вполне легальной, так и не совсем, производственной и коммерческой деятельности, стала частью повседневной жизни практически всех государств мира.

Экономика теневая причудливо переплетена с вполне официальной деятельностью людей и компаний и сходу понять с какой стороной экономики мы имеем дело часто просто невозможно. Может вот это сооружение построено за полцены, с тем, чтобы избежать налогов, а вот тот бокал вина не войдет в отчетность ресторана.

В ряде стран Европы уход в тень стимулирован не только нежеланием платить налоги в казну, но и попыткой избежать соблюдения многочисленных требований и норм предписанных государством для официальной деятельности - необходимости платить минимальную зарплату работникам или тратиться на дорогие средства обеспечения безопасности труда.

В последнее время уход "в тень" для многих в Европе стал вынужденным шагом, вызванным стремлением сохранить свой бизнес и капитал в условиях нарастающего кризиса. Поэтому, как ни странно это может звучать, эксперты и аналитики различают как негативные так и позитивные последствия наличия в той или иной стране сектора теневой экономики.

В разных странах в пределах Европейского континента история и традиции возникновения и развития неофициальной экономики различаются весьма значительно. Так в крупнейших экономиках ЕС - в Германии и Франции - на теневой сектор приходится около одной восьмой официального ВВП страны. В менее экономически развитых странах, таких как Болгария, Эстония или Литва, в тени может пребывать до трети всей экономической активности.

Британская газета The Daily Telegraph совместно с Университетом Линца (Австрия) опубликовали самые свежие данные о ситуации с теневой экономикой в мире и в Европе, в частности.

Ученые австрийского университета выяснили, и это не стало сюрпризом, что наибольший размах, из всех стран еврозоны, теневая экономика имеет в Эстонии. В 2011 году теневой сектор этой страны составит около 28,6% от годового ВВП. Это немного ниже, чем в прошлом году, когда в тени производилось и продавалось товаров и услуг общим объемом в 29,3% ВВП.

На втором и третьем местах страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП - это третий показатель в еврозоне.

Сразу за лидерами идет многострадальная Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и теневиков. Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3 % в 2011.

Добавлено (18.03.2012, 16:32)
---------------------------------------------
Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой в последнее время вызывает в Европе растущую тревогу - Италия. С показателем в 21,2% ВВП ее теневая экономика стала пятой крупнейшей "тенью" в еврозоне.

Гораздо более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако, и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составляют 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже чем в прошлом, когда было - 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14 % составляют весьма внушительную сумму.

Однако, в своем рейтинге австрийские ученые оперируют относительными единицами - процентом от ВВП. И по этому показателю вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, теневая экономика Ирландии заметно скромнее по масштабу - в 2011 году она составит не более 12,8% ВВП.

Несколько вырастет в 2011 году теневой сектор экономики Великобритании. По расчетам, он увеличится с 10,7% - в прошлом году, до 11% - в этом.

Так выглядит ситуация с теневой экономикой в Европе. Чтобы лучше представлять себе ситуацию с неофициальной экономической деятельностью в ЕС и в еврозоне, в частности, есть смысл сравнить европейские цифры с показателями наиболее развитых экономик мира, в которых также существует надежная система подсчетов всего, что производится и продается в тени.

И здесь мы видим, что, например, в Японии и США, теневой сектор имеет заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США теневая экономика еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.

Янчук Вера УП 301

 
RubiЧkaДата: Воскресенье, 18.03.2012, 17:07 | Сообщение # 26
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Методы статистической оценки теневой экономики
Одной из наиболее сложных проблем в исследовании теневой экономики является разработка методологического аппарата по оценке её основных количественных параметров, что обусловлено самим характером этого явления, предполагающего сокрытие от учёта, контроля и регистрации.
Многогранность теневой экономики подразумевает и многообразие методов её измерения. Само разнообразие, применяемых в мировой практике методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических структур и критериев достоверности результатов.
В последние годы многими учёными предпринимались попытки систематизации методов измерения теневой экономики. Однако до настоящего времени чёткой системы признаков, позволяющих классифицировать методы оценки теневой экономики, так и не выработано. Но при этом, подавляющее число исследователей разделяют все методы измерения теневой экономики на прямые и косвенные.
Прямые методы - это методы, основанные на информации, полученной при специальных опросах или наблюдениях за участвующими в теневой экономике (хотя бы на правах потребителя).
Косвенные методы - это методы, основанные на анализе имеющихся сводных экономических показателей официальной статистики, финансовых органов, налоговых служб.
Таким образом, данная классификация методов измерения теневой экономики основана на типе источника получения необходимой информации.
Некоторые учёные ассоциируют прямые методы с микрометодами, а косвенные - с макрометодами. Сопоставив различные подходы к методам определения составляющей теневой экономики, можно предложить следующую классификацию методов оценки теневой экономики , в которой одни и те же методы могут входить в ту или иную классификационную группу в зависимости от необходимости их применения.
При оценке масштабов нерегистрируемой экономики задачи, стоящие перед статистиками, отличаются от задач представителей налоговых и правоохранительных органов. Задача последних - оценить объёмы недополученных в виде налогов доходов государства и попытаться их возвратить. Статистики оценивают масштабы нерегистрируемой экономики для осуществления в конечном итоге корректировки макроэкономических показателей и сведения к минимуму ошибок при их исчислении. В случае отсутствия необходимой статистической информации предпочтительнее сделать оценку, основанную на определённых допущениях, чем игнорировать вообще факт наличия теневой экономической деятельности в определённом секторе экономики.
Нельзя не отметить, что идеальных методов расчёта теневой экономики нет. Каждый имеет свои преимущества и недостатки.

РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ, УП-301
 
BrillianceДата: Воскресенье, 18.03.2012, 19:57 | Сообщение # 27
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Факторы, способствующие развитию теневой экономики.
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.
1. Экономические факторы:
- высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
- переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
- несовершенство процесса приватизации;
- деятельность незарегистрированных экономических структур.
2. Социальные факторы:
- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
3. Правовые факторы:
- несовершенство законодательства;
- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
 
RubiЧkaДата: Понедельник, 19.03.2012, 16:49 | Сообщение # 28
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Механизмы «теневой экономики»
Теневой сектор использует в своей деятельности следующие механизмы:
1. Сокрытие части выручки оборотов финансово-хозяйственной деятельности. Цель – снижение налогооблагаемой базы, что приводит к уменьшению налоговых платежей. Механизмом сокрытия служит двойная бухгалтерия (официальная и неофициальная) и фирмы – однодневки.
2. Создание теневого запаса оборотных средств. Руководители и работники крупных производственных предприятий производят его за счет «экономии» с целью получения дополнительного личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов:
· Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;
· Находится фирма, которая по фиктивным документам отписывает поставку «экономии», но уже в материальном выражении;
· Происходит оплата поставки и «оприходование» сырья или продукции, уже находящейся на предприятии;
· Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами – работниками предприятия (производит «откат»).
3. Теневое обналичивание денежных средств. Для проведения теневых платежей предприятию необходимы неофициальные денежные средства. Сложившийся сектор теневой экономики по превращению официальных денежных средств в неофициальные – «обналичка» - делает это следующим образом:
· Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги;
· Фирма по «обналичке» выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается);
· Предприятие приходует «полученный» товар и списывает продукцию на производственно-хозяйственную деятельность.
4. Теневая деятельности при проведении тендеров и конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений или крупных акционерных обществ с целью борьбы с коррупцией. По мнению авторов идеи, при участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес:
· Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты;
· Фирма-фаворит «выигрывает» тендер, и происходит выплата «отката» чиновникам.
Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество лазеек и способов. Такие фирмы используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.

РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ, УП-301
 
VeraДата: Среда, 21.03.2012, 01:17 | Сообщение # 29
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика в Украине и доля теневой экономики. Последние годы экономика Украины все больше и больше уходит в тень, появляются и последствия теневой экономики . Причины этому разнообразные, в основном это сложная система налогового и трудового законодательства и достаточно высокие налоги. Стоит уточнить, что теневая экономика в Украине на занимается незаконной деятельностью и не производит никаких криминальных товаров или услуг. Наоборот, теневая экономика в Украине, ее субъекты, заинтересованы в спокойной обстановке для получения своей максимальной прибыли. При этом отчислять процент из своей прибыли в бюджет они отказываются. Последствия теневой экономики велики и в украинских реалиях, мы имеем огромный дефицит бюджета, который можно было бы покрывать из собственных ресурсов, а не с помощью МВФ.

Бороться с таким явлением, как теневая экономика в Украине необходимо, однако делать это надо не только с помощью различных штрафных санкций. Гораздо эффективнее будет упрощение системы налогообложения, уменьшение налогового бремени, созданием условий работы для бизнеса, когда не будет необходимости уходить в тень и доля теневой экономики будет снижаться.

Сейчас большинство предпринимателей отказывается платить налоги, потому что дальнейший путь средств, полученных от налогов, непрозрачен и вызывает сомнения. Те отрасли, которые должны были бы спонсироваться за счет налоговых отчислений, например здравоохранение, образование, строительство и ремонт дорог, различные социальные программы, находятся в упадке в нашей стране, все это последствия теневой экономики. Предприниматель не желает платить часть из своего дохода при этом ничего не получая взамен. А бюджетная сфера не сможет развиваться без уплаты налогов в полном объеме.

По сути, сейчас полностью легально работают только крупные предприятия, которые выплачивают налоги в полном объеме, т.е. велика доля теневой экономики. Большинство же старается минимизировать уплату налогов законными и незаконными способами, а это в свою очередь способствует расширению понятия теневая экономика в Украине. Получается, что бюджет страны фактически содержит несколько тысяч предприятий.

Янчук Вера УП-301
 
TuttiДата: Среда, 21.03.2012, 13:25 | Сообщение # 30
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Впервые «теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американс­кую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и об­щегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследо­вания, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности под­ключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвя­щенных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятель­ности, был американский ученый П. Гутман. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя. Серьезной проблемой стал теневой товарооборот в позднем СССР, составляя в 1986 году 10 млрд. рублей.

Термин «теневая экономика» произошел от немецкого слова «Schattenwirtschaft».[источник не указан 16 дней] «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Причины и особенности существования

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.[3]

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":

Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).

Чем неотвратимее и серьёзнее наказания за ведение теневой экономической деятельности, тем, при прочих равных, меньше её объём. При этом увеличение неотвратимости наказания сильнее снижает объём теневой экономики, чем повышение строгости наказания, особенно при низкой вероятности его понести.

Рыжкина Александра УП-401
 
Форум » Test category » Test forum » Теневая экономика.
  • Страница 2 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz