Теневая экономика. - Страница 3 - Форум
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 7«1234567»
Форум » Test category » Test forum » Теневая экономика.
Теневая экономика.
UsmanovaUP401Дата: Четверг, 22.03.2012, 00:32 | Сообщение # 31
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 38
Репутация: 1
Статус: Offline
Теневая экономика – это настолько же важный, насколько и спорный вопрос. Спорят как о составе, так и об объёмах теневой экономики. По разным подсчётам теневой сектор занимает 40 – 60% экономики Украины.

В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.

Десятки лет изучают теневую экономику, пытаются найти способы её регулирования, но никому ещё не удавалось найти способ её искоренения. Теневая экономика присуща в большей или меньшей степени всем временам и всем странам.

При разработке государственной экономической политики, при составлении статистических отчётов и прогнозов теневую экономику нельзя не учитывать - она составляет около половины всей экономики, а её влияние, как положительное, так и отрицательное очень велико.

Однако, законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального происхождения. Некоторые положения не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных должностных лиц информировать правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный характер или отсылают к несуществующему по этим вопросам действующему законодательству.

Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода.

Очень важной является согласованность и внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.

Усманова Э.А. УП-401
 
WicceДата: Пятница, 23.03.2012, 00:09 | Сообщение # 32
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика имеет много синонимичных названий: подпольная, скрытая, неформальная, нелегальная, деструктивная, противоправная, криминальная и т.д. В криминологических целях целесообразно остановиться на двух ее признаках: деструктивности и противоправности.

Деструктивность теневой экономики – сущностной экономический признак. Однако, не всякая деструктивность является противоправной и тем более криминальной. Более того, некоторые сектора теневой экономики могут быть и относительно конструктивными (например, «теневики-цеховики» в бывшей советской экономике), но они были криминальными и криминогенными одновременно. «Цеховики» побудили к активности вымогателей и других корыстных преступников, поскольку потерпевшие в правоохранительные органы обращаться не могли. В связи с этим теневая экономика породила «теневую юстицию», наемных киллеров, заказные убийства и другие расправы.

Противоправность – признак формальный и, часто, субъективный, особенно в наших условиях, когда многие положения законов лоббируются теневым капиталом и принимаются коррумпированными законодателями. Вспомним закон о банкротстве, с помощью которого и с участием судов, а также судебных приставов осуществлялся и продолжает еще осуществляться криминальный передел собственности. Подобных законов много. Ныне ведется ожесточенная борьба по правительственному проекту Лесного кодекса, который оценивается экологически опасным, так как в интересах лесопромышленников разрешает иметь в частной собственности участки в защитных лесах.

Многие предприниматели в настоящее время уходят в тень из-за слишком высоких налогов. Они просто не в состоянии их выплачивать и одновременно работать себе в прибыль, а не в убыток. Я считаю, что если бы государство более продуманно проводило налоговую политику, то и ситуация в стране была бы лучше, и бюджет в стране был бы значительно больше.

Нагорнова Анна УП-401
 
МН-211Дата: Пятница, 23.03.2012, 17:55 | Сообщение # 33
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА — экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Т.Э. включает: криминогенную, запретную, противозаконную; скрытую, проводимую в целях избежания налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей.

Рубанова Н. МН-211
 
АняДата: Суббота, 24.03.2012, 00:33 | Сообщение # 34
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА НА УКРАИНЕ
Теневая экономика – это настолько же важный, насколько и спорный вопрос. Спорят как о составе, так и об объёмах теневой экономики. По разным подсчётам теневой сектор занимает 40 – 60% экономики Украины.
В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.
Десятки лет изучают теневую экономику, пытаются найти способы её регулирования, но никому ещё не удавалось найти способ её искоренения. Теневая экономика присуща в большей или меньшей степени всем временам и всем странам.
В моей курсовой работе рассматривается сущность и структура теневой экономики, состояние её в Украине, её социально-экономические последствия, роль, причины теневой экономики и пути её регулирования.
При разработке государственной экономической политики, при составлении статистических отчётов и прогнозов теневую экономику нельзя не учитывать - она составляет около половины всей экономики, а её влияние, как положительное, так и отрицательное очень велико.
Однако, законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального происхождения. Некоторые положения не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных должностных лиц информировать правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный характер или отсылают к несуществующему по этим вопросам действующему законодательству.
Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода. Очень важной является согласованность и внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.

РЯБЧЕНКО АННА ЕК-301


Сообщение отредактировал Аня - Суббота, 24.03.2012, 00:35
 
RubiЧkaДата: Суббота, 24.03.2012, 14:51 | Сообщение # 35
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Вот какую интересную статью нашла про теневую экономику в Европе,хотела бы с вами ею поделиться.
Теневая экономика Европы

По данным Университета Иоганна Кеплера из австрийского города Линц, объем теневой экономики в Европе превышает 2 трлн евро. Размах теневого рынка различен в разных странах - от 7-8% ВВП в Австрии и Швейцарии до внушительных 30% и более в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Правительства всех без исключения стран прилагают усилия для сокращения объема "неофициального" рынка, но по целому ряду причин, эта задача оказывается исключительно сложной для выполнения.
В ряде стран Европы уход в тень стимулирован не только нежеланием платить налоги в казну, но и попыткой избежать соблюдения многочисленных требований и норм предписанных государством для официальной деятельности - необходимости платить минимальную зарплату работникам или тратиться на дорогие средства обеспечения безопасности труда.
В разных странах в пределах Европейского континента история и традиции возникновения и развития неофициальной экономики различаются весьма значительно. Так в крупнейших экономиках ЕС - в Германии и Франции - на теневой сектор приходится около одной восьмой официального ВВП страны. В менее экономически развитых странах, таких как Болгария, Эстония или Литва, в тени может пребывать до трети всей экономической активности.
Британская газета The Daily Telegraph совместно с Университетом Линца (Австрия) опубликовали самые свежие данные о ситуации с теневой экономикой в мире и в Европе, в частности.
Ученые австрийского университета выяснили, и это не стало сюрпризом, что наибольший размах, из всех стран еврозоны, теневая экономика имеет в Эстонии. В 2011 году теневой сектор этой страны составит около 28,6% от годового ВВП. Это немного ниже, чем в прошлом году, когда в тени производилось и продавалось товаров и услуг общим объемом в 29,3% ВВП.
На втором и третьем местах страны с противоположной стороны континента. Кипр чуть-чуть опередил Мальту с результатом 26% ВВП в 2011 году и стал вторым. На Мальте объем теневого сектора составил 25,8% ВВП - это третий показатель в еврозоне.
Сразу за лидерами идет многострадальная Греция. Несмотря на то, что эта страна успела прославиться своими широкими возможностями ухода от официального налогообложения, жестокий кризис, поразивший экономику Греции, не пощадил и теневиков. Этот сектор потерял за год больше 1% объема - с 25,4% ВВП в 2010 году, до 24,3 % в 2011.
Сразу за Грецией идет еще одна страна, состояние экономики которой в последнее время вызывает в Европе растущую тревогу - Италия. С показателем в 21,2% ВВП ее теневая экономика стала пятой крупнейшей "тенью" в еврозоне.
Гораздо более комфортно себя чувствуют страны с высоким уровнем экономического развития. Однако, и они не лишены весьма заметной по размерам теневой составляющей экономической активности. Так, Германия имеет весьма стабильный по размерам теневой сектор, объемы которого составляют 13,7% ВВП в 2011 году. Это несколько ниже чем в прошлом, когда было - 13,9%. Учитывая значительный объем ВВП Германии в абсолютном измерении, нетрудно представить себе, что эти почти 14 % составляют весьма внушительную сумму.
Однако, в своем рейтинге австрийские ученые оперируют относительными единицами - процентом от ВВП. И по этому показателю вслед за Германией идет Ирландия. В отличие от своих собратьев по несчастью - Греции и Португалии - также получивших значительную экономическую помощь от ЕС, теневая экономика Ирландии заметно скромнее по масштабу - в 2011 году она составит не более 12,8% ВВП.
Несколько вырастет в 2011 году теневой сектор экономики Великобритании. По расчетам, он увеличится с 10,7% - в прошлом году, до 11% - в этом.
Так выглядит ситуация с теневой экономикой в Европе. Чтобы лучше представлять себе ситуацию с неофициальной экономической деятельностью в ЕС и в еврозоне, в частности, есть смысл сравнить европейские цифры с показателями наиболее развитых экономик мира, в которых также существует надежная система подсчетов всего, что производится и продается в тени.
И здесь мы видим, что, например, в Японии и США, теневой сектор имеет заметно меньшие масштабы. В Японии в 2011 году он составляет лишь 9% ВВП. В США теневая экономика еще меньше - в 2011 году она сократилась до 7%. Прошлогодний показатель был 7,2%.

РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ, УП-301
 
МН-211Дата: Понедельник, 09.04.2012, 21:00 | Сообщение # 36
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
Виды теневой экономики.

В теневой экономике выделяют несколько видов. К базовым относят следующие три:
1. Законное производство продукции на территории домашних хозяйств и потребление данной продукции внутри самого домашнего хозяйства без юридического оформления. Данные вид теневой экономики считается полезным и подлежит всяческому стимулированию и развитию.

2.Сокрытие или преуменьшение размеров законной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов и получения более высоких прибылей компанией. Данный вид финансовой экономики охватывает практически всю экономику России, от крупных промышленных производств до частных предпринимателей. Этот вид теневой экономики опасен для государства из-за сокрытия производства, и как следствие отсутствия налоговых поступлений в бюджет, а также создания криминогенной обстановки.

Первые два из основных видов теневой экономики учитываются Госкомстатом для анализа структуры и объемов теневой экономики. Эти два типа теневой экономики в совокупности называют неформальной экономикой.
Основной задачей по отношению к неформальной экономике является в создание благоприятных экономический условий, способствующих ее выводу из тени, регистрация производства.

3. Незаконная деятельность, включающая в себя производство запрещенных к обороту товаров (наркотики, оружие) и нелегальные услуги (проституция), а также незаконные виды деятельности, не связанные с производственным процессом (рэкет, вымогательство и др.). Это операции с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не изменяют объем валового внутреннего продукта, но являются экономическими по своей сути. Эти действия не учитываются Госкомстатом при расчете показателей развития экономики.

По мнению неофициальных источников, теневая экономика составляет приблизительно 40-45 % к ВВП, и это значение постоянно увеличивается в силу невозможности остановить незаконные действия.
Для уменьшения объемов теневой экономики необходимо уничтожение экономических и социальных условий, способствующих ее развитию, а также пресечение самих противозаконных действий.

Рубанова Н. МН-211
 
RubiЧkaДата: Понедельник, 09.04.2012, 22:30 | Сообщение # 37
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики . Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск ;

· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству
акциями банков и корпораций;

· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;

· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер
поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);

· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;

· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере-

· законодательное установление права право охранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
 
МН-211Дата: Пятница, 20.04.2012, 02:11 | Сообщение # 38
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
Теневая экономика ведет к значительным потерям бюджетных ресурсов, глубокому расслоению людей по уровню доходов, делает невозможным создание благоприятной инвестиционной среды, дестабилизирует денежный оборот и управление социально-экономическими процессами.

Наиболее опасным является слияние теневого капитала с государственным аппаратом, рост коррумпированности последнего. Усиливается влияние теневого капитала на разные сферы политической жизни, в частности, на деятельность партий, народных депутатов, региональных властных структур и органов местного самоуправления, средства массовой информации. Все это подрывает авторитет системных преобразований, международный имидж государства, угрожает национальной безопасности. Проблему преодоления тенизации экономики и ее коррумпированности нельзя решить разовыми, эпизодическими мероприятиями, необходима целостная система действий, направленных прежде всего на искоренение причин и предпосылок возникновения этих явлений и процессов. Кроме того, не имеет смысла полагаться исключительно на силовые методы, которые могут дать только временный эффект. Необходимы стратегические мероприятия по установлению в Украине благоприятного климата для развития национального предпринимательства и восстановления стойкого экономического роста, например, перевод теневых капиталов в официальную экономику для сохранения объемов и темпов роста национального богатства.

Активная политика преодоления коррумпированности и тенизации экономических процессов должна инициироваться прежде всего органами исполнительной власти. Главным должно стать разграничение власти и финансов, устранение возможностей укрепления коррумпированного номенклатурного капитала и его сращивания с государственной бюрократией как на общегосударственном, так и на региональном уровнях экономических отношений.

Рубанова Н МН-211
 
КариночкаДата: Суббота, 19.05.2012, 01:26 | Сообщение # 39
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Репутация: 0
Статус: Offline
Доллары уходят в "теневую экономику"!
Вместо того чтобы обменивать валюту в гривну, население больше конвертирует гривну в валюту. Часть этих денег идет в неофициальную экономику, а часть - на хранение в "трехлитровые банки". Об этом в своем блоге на UBR.UA рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Он сообщил, что согласно официальным данным НБУ, по итогам 2011 года было куплено наличной валюты на 13,4 млрд. долларов больше, чем продано, а это в 2,5 раза больше, чем в 2010 году. "Спрос на наличную валюту превзошел все ожидания. Наверное, сами американцы любят меньше свою валюту, чем украинцы", - пишет Охрименко.
Он отмечает, что часть купленной валюты была размещена на банковских депозитах, ведь по итогам 2011 года общее количество валютных депозитов населения увеличилось на 2,1 млрд. долларов.
"А вот оставшиеся около 11 млрд. долларов "налички" "гуляют" самостоятельно на финансовом рынке Украины. Поэтому, когда говорят, что в Украине может обращаться около 75 млрд. наличной валюты - это вполне возможно", - считает аналитик.
По его мнению, часть этой валюты ушла на обслуживания "неофициальной (теневой) экономики" (наличной валюты в обращении - это наиболее яркий индикатор роста "неофициальной экономики"), а часть денег населения положило на хранение в "трехлитровые банки", что отражает девальвационные ожидания населения.

Бабенко Карина,УП-301
 
КатюхаДата: Суббота, 02.06.2012, 11:13 | Сообщение # 40
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 0
Статус: Offline
«Теневая экономика» - одна из самых популярных и распространенных категорий экономической теории и современной хозяйственной практики.
В последнее время в официальных печатных изданиях, научной литературе и средствах массовой информации широкое распространение получили самые разнообразные формулировки в этой области.
«Теневая экономика», «криминальная экономика», «неформальная экономика», «фиктивная экономика», «вторая экономика», «черная экономика», «серая экономика», «подпольная экономика», «неучтенная экономика», «деструктивная экономика», «нерегламентированная экономика», «негосударственная экономика», «частнорыночная экономика», «дефективная экономика», «параллельная экономика», «нелегальная экономика», «незаконная экономика» и это далеко не исчерпывающий перечень ее дефиниций.
Вместе с тем, как показывает практический опыт, значение и острота проблемы теневой экономики возрастают по мере осуществления экономических преобразований, вызванных сменой экономической доктрины и, соответственно, направленности развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Бульба К. МН-211
 
RubiЧkaДата: Воскресенье, 03.06.2012, 21:30 | Сообщение # 41
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
К типовым налоговым правонарушениям можно отнести:
— сокрытие объекта налогообложения;
— фальсификация учета;
— маскировка действительных ситуаций другими фиктивными юридическими ситуациями;
— неумышленные правонарушения и ошибки.

Сокрытие объекта налогообложения — наиболее грубая форма правонарушения , к которой относятся:
— занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей государственной регистрации;
— осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии;
— нелегальное производство товаров и нелегальное предоставление услуг в рамках легальной деятельности;
— имитация остановки деятельности предприятия;
— непредоставление налоговой декларации и расчетов или предоставление их с искажением;
— сокрытие импортных товаров с целью уклонения от уплаты пошлины;
— реализация продукции через "сетевой маркетинг";
— сокрытие выручки;
— занижение сумм фактически выплаченной заработной платы;
— труд работников без заключения трудового договора.

Фальсификация учета — наиболее сложная форма правонарушения, ставшая уже классической, выявление ее является делом сложным и трудоемким. К этому виду правонарушений относятся: — ведение баланса, предназначенного для предоставления налоговым органам и определения суммы налога, который отличается от "коммерческого баланса", поскольку не отражает действительных операций субъекта предпринимательской деятельности;
— отражение коммерсантом своих личных расходов как общих расходов предприятия;
— "безфактурная продажа" — неотражение в бухгалтерском учете некоторых соглашений в целях уменьшения налога;
— "бесприбыльные" операции — форма правонарушения, позволяющая уменьшить размер налога на прибыль;
— занижение суммы прибыли — форма правонарушения, аналогичная предыдущей;
— "фактура без продажи" — форма правонарушения, позволяющая уменьшить сумму НДС.

Маскировка фактических ситуаций другими фиктивными ситуациями может содержать в себе, например, следующие действия: — сокрытие действительного собственника предприятия под подставным или фиктивным;
— представление участия в прибылях в виде оплаты труда;
— оформление продажи как безвозмездного дара;
— регистрация предприятия с иностранными инвестициями, в которых инвестиция является фиктивной.

Под неумышленным правонарушением подразумевается ситуация, при которой налогоплательщик оказывается правонарушителем, не желая этого, и подпадает под санкции за нарушение налогового законодательства, поскольку налоговые органы не способны установить, является ли то или иное правонарушение умышленным или неумышленным. Примерами таких правонарушений могут быть: — налогоплательщик, забывший составить декларацию, будет наказан, хотя он совсем не хотел уклониться от налога;
— неумышленные ошибки при ведении бухгалтерского учета;
— отсутствие информации у налогоплательщика о принятии новых нормативных актов в области налогового законодательства или о внесении изменений в действующие нормативные акты.

УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
 
NeaDekVaTHa[ya]Дата: Вторник, 05.06.2012, 14:33 | Сообщение # 42
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Репутация: 0
Статус: Offline
Основные закономерности развития «второй» теневой экономики
«Вторая» теневая экономика представляет собой своего рода «изнанку» легальной экономической деятельности. Хотя главными субъектами здесь являются хозяйственные руководители, участниками этой теневой экономики могут становиться и рядовые граждане, без молчаливого согласия которых систематические хозяйственные нарушения были бы невозможны.
«Беловоротничковые» формы теневой экономической деятельности в государственном секторе при командной экономике
Представление о командной экономике советского типа как о системе тотального учета и контроля во многом ошибочно. Хотя государство требовало всеохватывающей регламентации, реальный хозяйственный механизм включал многочисленные неформальные компоненты. По мнению исследователей в него входили:
- экономика неформальных традиций – общепринятые социально-экономические взаимоотношения, не зафиксированные в нормативных документах, но хорошо известные практически всем гражданам (примерами могут быть негласный обмен дефицитными материалами между предприятиями по личным договоренностям их руководителей, негласная дополнительная оплата «шабашников» и работников сферы услуг);
- экономика приписок (фиктивная экономика) – искажение экономической информации, представляемой низовыми подразделениями контролирующим организациям (завышение количества и качества произведенной продукции, утаивание ресурсов);
- экономика личных злоупотреблений (экономика взяток) – коррумпированность лиц, ответственных за распределение редких ресурсов (производственного сырья, рабочих мест, жилья и т. д.).
Глубокое и всестороннее развитие «второй» теневой экономики в «социалистических» странах в 1970–1980-х породило ряд концепций, отвергающих мнение о советском тоталитаризме. Открыв широчайшую распространенность теневой экономической деятельности при «социализме» (практически каждое советское предприятие занималось в той или иной степени незаконной деятельностью), западные советологи пришли к выводу, что экономика СССР эпохи «застоя» уже была своеобразной модификацией смешанной экономики – под ширмой тотального планирования скрывались теневые рыночные отношения. Эта теневая экономика была не только антитезой централизованному контролю, но и своеобразным клапаном от социального давления, суррогатом рынка. Обобщая эти наблюдения, российский экономист Виталий Найшуль делает вывод о формировании в брежневский период «бюрократического рынка», где товарами становились не только дефицитные продукты, но и скорректированный план для предприятия, должности, награды, звания, командировки за рубеж и т.д.
Наряду с прорыночными интерпретациями советской «второй» экономики высказывается мнение, что в действительности «брежневизм» был не «бюрократическим рынком», а «клановым социализмом» – системой неформальных отношений личной зависимости, в которой основную роль играли не деловые качества того или иного лица, а степень его преданности и приближенности к какой-либо группе властвующей элиты. Иначе говоря, советская теневая экономика, как и легальная, также развивалась по принципам административно-командной системы. В постсоветской России «клановый социализм» трансформировался в «клановый капитализм»: успех и безопасность в мире бизнеса по-прежнему в большей степени зависит от благосклонности власть имущих, чем от профессиональной квалификации. Одним из результатов такой организации бизнеса стало широкое распространение коммерческих экономических правонарушений (например, недобор налогов в середине 1990-х достигал, по некоторым оценкам, 40%). И как следствие увеличение масштабов теневой экономики.
Хотя «беловоротничковая» теневая экономика наиболее бурно разрастается в условиях разлагающейся командной экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе рыночного хозяйства существуют такие виды теневой экономической деятельности, которых не могло быть в государственном секторе.
Последующее изучение теневых сторон бизнеса в развитых странах подтвердило относительную зыбкость границ между преступным и законопослушным поведением. Специалисты выделяют шесть основных видов экономической преступности:
- нарушение правил конкуренции – коммерческие взятки, нарушения антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж;
- нарушение прав потребителей – ложная реклама, выпуск недоброкачественных товаров;
- нарушение прав наемных работников – невыполнение трудовых контрактов, несоблюдение норм техники безопасности;
- нарушения прав кредиторов – злоупотребления заемным капиталом (ложные банкротства, мошенничество с субсидиями и др.);
- нарушение прав государства – укрывательство доходов от налогов, экологические преступления.

Пятницкова Алина, УП - 301


Сообщение отредактировал NeaDekVaTHa[ya] - Вторник, 05.06.2012, 14:34
 
RubiЧkaДата: Среда, 06.06.2012, 15:41 | Сообщение # 43
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Причины и особенности существования теневой экономики

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики.Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Чем неотвратимее и серьёзнее наказания за ведение теневой экономической деятельности, тем, при прочих равных, меньше её объём. При этом увеличение неотвратимости наказания сильнее снижает объём теневой экономики, чем повышение строгости наказания, особенно при низкой вероятности его понести.

УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
 
ВайцДата: Среда, 06.06.2012, 16:19 | Сообщение # 44
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Репутация: 0
Статус: Offline
Структура теневой экономики
Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения и
его явно неравномерного распределения для значительной части
предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело»,
свернуть производство, вывести капитал за границу.
Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за
получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо
платить», так что основа для коррупции налицо.
Третий вариант: уклониться от уплаты налогов, применить наличные
расчеты, уйти в «тень». В этом случае создается почва для криминализации
экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с
одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.
Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его
можно разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода
вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает
наличие «объекта эксплуатации», что, кстати, является характерным признаком
«агрессивной координации».
Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (акционерные общества закрытого типа, частные и другие
предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей
которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка
ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве
этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при
прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный
доход.
Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия
производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции
завода.
Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее
средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся
с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка.
Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей
совместную «теневую деятельность», обычно включает: 1) предприятия,
осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции; 2) банк;
3) «службу безопасности»; 4) связи, конституирующие группировку по тому или
иному признаку. О каждом из этих элементов есть хотелось бы рассказать
подробнее.
Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется
предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему
временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на
одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме
того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников
легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы
собственности в группировках происходят регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и
наоборот, не говоря уж о других операциях.
«Служба безопасности» имеет разные ипостаси: это и обычные охранники,
и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных
органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе
стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах
массовой информации, что можно расценивать как распространение заботы о
своей безопасности на сферу общественного мнения.
Как представляется, структуры теневой экономики в принципе не являются
в полном смысле экономическими т.е. ориентированными на максимальное
удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках
производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом
свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым
министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми
же операциями, и т.п.

Войцицкая Алёна, УП-301

Добавлено (06.06.2012, 16:19)
---------------------------------------------
Объем теневой экономики Украины достиг 50% - заявила Королевская
Только на непрозрачных государственных закупках, по ее словам, Украина в год теряет 100 млрд. грн.

Непрофессиональные действия нынешнего правительства привели к тому, что объем теневой экономики Украины уже составляет свыше 50%.

Об этом в эфире «5 канала» заявила Наталия Королевская.

«Только на непрозрачных государственных закупках наша страна в год теряет 100 млрд. грн. Наша команда уже подготовила и зарегистрировала в парламенте три законопроекта – о поддержке национального производителя, о стимулировании создания новых рабочих мест и о налогообложении офшоров. Они являются фундаментом нашей программы «Новая экономика – новая страна», – цитирует слова своего лидера пресс-служба партии «Украина – Вперед!»

«За счет предлагаемых нами изменений в законодательство, ВВП Украины реально можно увеличить на 80%, а среднюю зарплату довести до уровня 10 тысяч гривен в месяц», – добавила она.

По ее словам, только честное и эффективное государство способно поддерживать национального производителя, обеспечить свободу для малого и среднего бизнеса и реально улучшить качество жизни своих граждан: «Государство должно поддерживать стратегические отрасли, полностью освободить от давления чиновников малый и средний бизнес, и, наконец, обеспечить реальные социальные гарантии. Это позволит создать новые высокооплачиваемые рабочие места, поднять зарплаты, отчисления в бюджет, а соответственно – и пенсии».

«Сейчас в регионах мы проводим презентации и общественные обсуждения нашей программы, о которой может высказаться каждый желающий. А в июне проект будет презентован киевским экспертам, после чего приступим к разработке окончательной версии программы, уже с конкретными законодательными инициативами», – сообщила политик.

Говоря о предстоящих выборах, Королевская отметила, что за 20 лет независимости Украина упустила ни один шанс на развитие, поэтому парламентские выборы этой осени – это выборы между прошлым и будущим.

«Украине нужны лидеры, которые будут отстаивать, прежде всего, интересы страны и людей, а не своих партий, укреплять государство, а не свои доходы», – подытожила лидер партии «Украина – Вперед!»

Войцицкая Алёна УП-301

 
NeaDekVaTHa[ya]Дата: Четверг, 07.06.2012, 11:57 | Сообщение # 45
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Репутация: 0
Статус: Offline
Основные закономерности развития «серой» теневой экономики.

Неформальный сектор экономики был открыт исследователями «третьего» мира в конце 1960-х; позже схожие явления были обнаружены сначала в развитых странах Запада, а затем в социалистических и постсоциалистических государствах. Во всех современных обществах «серая» теневая экономика имеет некоторые общие черты.
Неформальное производство основано на применении не капитало-, а трудоемких технологий: для приобретения сложной техники необходим доступ к кредиту, а, самое главное, ее почти невозможно применять скрытно от глаз государственных чиновников. Занятые в неформальном секторе обладают в основном одним капиталом – «человеческим»; поэтому их производство концентрируется главным образом в сфере услуг, а также в производственной сфере с простыми технологиями. Например, в Италии 1980-х «неформалы» производили более 33% коммерческих услуг (в т.ч. 65 % услуг в гостиничном деле и коммунальной сфере, 50% ремонтно-восстановительных работ), но лишь немногим более 10% промышленного производства.
Для неформального сектора характерна раздробленность, высокая степень конкурентности. В этой сфере могут существовать и подпольные мастерские и даже мини-фабрики, но основную долю «фирм» составляют предприятия чисто семейного бизнеса или индивидуальная занятость (например, «левые» такси). Концентрация в неформальном бизнесе затруднена – в силу не столько технологических факторов, сколько из-за быстрого увеличения трансакционных издержек (прежде всего, необходимости откупаться от блюстителей порядка).
Неформальный бизнес характеризуется также высокой степенью уязвимости: нет стабильных заказов, невозможно страхование, защита прав собственности. Поэтому занятые в этой сфере получают довольно нерегулярные и часто весьма низкие доходы.
Наряду с общими чертами следует выделить особенности, характерные для качественно различных обществ.
Наиболее масштабно неформальный сектор представлен в развивающихся странах, где теневая занятость часто становится основной стратегией выживания бедных слоев населения, причем ее рост обгоняет рост легальной занятости. Неквалифицированные работники («трудящаяся беднота») обеспечивают производство и реализацию дешевых товаров и услуг первой необходимости для нужд столь же небогатых покупателей.
Если ранее основной причиной разрастания неформального сектора в «третьем мире» считалась слабость общего экономического развития, которая не обеспечивает занятости в легальном секторе, то теперь внимание исследователей обращено в основном на институциональные факторы. Современный перуанский экономист Эрнандо де Сото провел серию исследований, которые доказали, что незаконность бизнеса есть мера вынужденная: издержки легализации («цена законности») в бюрократизированной экономике стран «третьего мира» настолько высоки, что потенциальные предприниматели вынуждены уходить в тень. Например, когда для регистрации маленькой фабрики по пошиву одежды в Перу нужно затратить примерно 10 месяцев для хождения по инстанциям и раздать в качестве пошлин и взяток сумму, равную минимальной зарплате за 3 года, то мелкие предприниматели просто вынуждены предпочесть теневой бизнес легальному. Таким образом, неформальный сектор оказывается порождением не столько общей бедности, сколько бюрократизированности государства, которое покровительствует «большому бизнесу», но препятствует развитию малого. Более того, именно неформальные предприниматели, по мнению Э. де Сото, – это истинные носители «духа капитализма», которые желают и умеют добиваться успеха за счет личной инициативы и конкуренции, а не путем «рентоискательства» (поиска политических привилегий). Этот вывод во многом применим и в отношении более развитых стран.
В развитых странах «гнет законов» также толкает многих предпринимателей на организацию подпольного производства обычных товаров и услуг, где трудятся в основном нелегальные эмигранты и безработные. Неформальное производство здесь меняется в противофазе с ритмом легальной экономики: когда легальная экономика страдает от кризиса, ЭТ расширяется; когда же начинается фаза роста, рост ЭТ приостанавливается или даже она сокращается. В целом величина ЭТ довольно стабильна с некоторой тенденцией к росту.
Когда в странах социалистического лагеря началась рыночная модернизация, то резкое снижение среднего уровня доходов и их дифференциации привело к столь же резкому разбуханию «теневой» занятости («челноки», тиражирование «пиратских» аудио- и видеокассет, торговля без лицензий и др.), а некоторые успехи в экономическом развитии после кризиса 1998 привели к ее сокращению. Видимо, динамика «серой» теневой экономики может служить своеобразным индикатором удачи или неудачи реформ.

Пятницкова Алина, УП - 301
 
Форум » Test category » Test forum » Теневая экономика.
Страница 3 из 7«1234567»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2016 | Создать бесплатный сайт с uCoz