Теневая экономика.
| |
Vera | Дата: Четверг, 07.06.2012, 12:40 | Сообщение # 46 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Статус: Offline
| Непрофессиональные действия нынешнего правительства привели к тому, что объем теневой экономики Украины уже составляет свыше 50%.
Об этом в эфире «5 канала» заявила Наталия Королевская.
«Только на непрозрачных государственных закупках наша страна в год теряет 100 млрд. грн. Наша команда уже подготовила и зарегистрировала в парламенте три законопроекта – о поддержке национального производителя, о стимулировании создания новых рабочих мест и о налогообложении офшоров. Они являются фундаментом нашей программы «Новая экономика – новая страна», – цитирует слова своего лидера пресс-служба партии «Украина – Вперед!»
«За счет предлагаемых нами изменений в законодательство, ВВП Украины реально можно увеличить на 80%, а среднюю зарплату довести до уровня 10 тысяч гривен в месяц», – добавила она.
По ее словам, только честное и эффективное государство способно поддерживать национального производителя, обеспечить свободу для малого и среднего бизнеса и реально улучшить качество жизни своих граждан: «Государство должно поддерживать стратегические отрасли, полностью освободить от давления чиновников малый и средний бизнес, и, наконец, обеспечить реальные социальные гарантии. Это позволит создать новые высокооплачиваемые рабочие места, поднять зарплаты, отчисления в бюджет, а соответственно – и пенсии».
«Сейчас в регионах мы проводим презентации и общественные обсуждения нашей программы, о которой может высказаться каждый желающий. А в июне проект будет презентован киевским экспертам, после чего приступим к разработке окончательной версии программы, уже с конкретными законодательными инициативами», – сообщила политик.
Говоря о предстоящих выборах, Королевская отметила, что за 20 лет независимости Украина упустила ни один шанс на развитие, поэтому парламентские выборы этой осени – это выборы между прошлым и будущим.
ЯНЧУК ВЕРА УП 301
|
|
| |
NeaDekVaTHa[ya] | Дата: Четверг, 07.06.2012, 12:45 | Сообщение # 47 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Основные закономерности развития «черной» теневой экономики.
Хотя преступность известна со времен рождения цивилизации, организованная преступность окончательно сложилась только к 20 в. Традиционная преступность (кражи, грабежи и др.) основана на насильственном перераспределении, и создание преступных групп мало увеличивало бы добычу, повышая риск обнаружения. Современная же организованная преступность – это, прежде всего, деятельность по «социальному заказу», «преступления без жертв». Посетители подпольных казино и публичных домов, жаждущие «кайфа» потребители спиртного или наркотиков, работающие под мафиозной «крышей» предприниматели – все они являются не столько жертвами, сколько добровольными клиентами гангстеров. С появлением устойчивого спроса на запрещенные товары и услуги, преступность частично трансформируется в специфическую разновидность бизнеса, когда для минимизации трансакционных издержек становится выгодным создание стабильных «фирм» – преступных группировок. Мафиозный бизнес, как и легальный, обычно является диверсифицированным (многопрофильным). Пока правовая защита предпринимательства слаба, мафия специализируется на рэкете – нелегальной правоохранительной деятельности (занимающиеся легальным бизнесом вынуждены за обеспечение безопасности платить регулярную дань контролирующей данную территорию группировке); когда же правовые институты упрочиваются, организованная преступность уходит в основном в сферу наркобизнеса. Хотя наркотики обеспечивают примерно половину доходов организованной преступности в мировом масштабе, тем не менее современные преступные организации сохраняют позиции и в контроле над азартными играми, и в порнобизнесе, и в подпольном ростовщичестве, и в иных криминальных промыслах. Экономика организованной преступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В большинстве стран, как правило, действует несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Как и в легальном бизнесе, олигополистическая конкуренция в «черной» экономике заведомо неэффективна. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы, контролируемые территории делятся на районы, закрепленные за отдельными мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сообщества, если оно есть, выполняет координирующие функции (аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях). Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем «участке» каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит силовой передел территорий (часто в ходе мафиозных «разборок»). Мафиозный бизнес высокоприбылен, причем средняя норма гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы прибыли на несколько порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке может превышать 1000%. Но оборотной стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов). В результате полицейского преследования мафиозный предприниматель рискует оказаться на длительный срок в заключении и даже расстаться с жизнью. Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции и политиков. Однако эти «страховые взносы» огромны и доходят до 1/3–1/2 валовой прибыли. Высоки также издержки «отмывания» (легализации) преступных капиталов – 5–10% доходов. Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный – и свою жизнь. В силу этих причин средний уровень чистой прибыли членов преступных организаций не так уж велик, а ее легальное использование затруднено. Экономисты считают, что если приходится выбирать при прочих равных между организованной и неорганизованной преступностью, то организованная преступность является гораздо меньшим злом, чем преступность неорганизованная – более кровавая и менее контролируемая. Основной задачей поэтому становится не уничтожение, а сдерживание организованной преступности в наиболее приемлемых для общества масштабах.
Пятницкова Алина, УП - 301
|
|
| |
Vera | Дата: Четверг, 07.06.2012, 13:34 | Сообщение # 48 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Статус: Offline
| Теневая экономика - это, какое либо сокрытие средств от государства. Более официальное определение звучит примерно так: "хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике, или производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления". Звучит, конечно, красиво, но смысл остается прежним - сокрытие средств.
Какие виды теневой экономики существуют. Различают криминогенную, скрытую и неформальную теневые экономики. Что собой представляет каждый из этих видов? Все очень просто.
Криминогенная или по-простому криминальная экономика это часть скрытой или теневой экономики, которая предполагает намеренное нарушение закона с целью сокрытия материальных ценностей, денежных средств или вида деятельности фирмы.
Скрытая экономика, она же теневая не отражается в финансовой и другой отчетности и является в некоторой степени криминалом, но, тем не менее, в большинстве случаев закон предпринимает более мягкие меры наказания для "попавшихся" теневиков. Нет смысла наказывать одного за всех, поскольку теневая экономика, если начать разбираться, присутствует во всех сферах деятельности.
Неформальная экономика - это некоторые хозяйственные отношения, которые не имеют отражения в финансовой и другой отчетности. Главная черта неформальной экономики - то, что скрывается от закона лишь небольшая часть доходов, все остальное находится в рамках существующего законодательства.
Насколько серьезно теневая экономика взялась за российский рынок? В начале 90-х годов величина теневой экономике во внутреннем валовом продукте составляла катастрофическую цифру - более 40%. Теперь же эти показатели удалось снизить. Правда совсем не намного, всего на каких-то 10%, поскольку на сегодняшний день доля теневой экономики во внутреннем валовом продукте оценивается в 25 - 35%. Это уже большой плюс для страны, поскольку такое снижение показателей теневой экономики показывает, что государство хоть в какой-то степени в состоянии контролировать ситуацию, возникшую на ее внутреннем рынке.
Как же можно все изменить в лучшую сторону? Можно, но сложно. Если у предпринимателя есть возможность утаить часть средств для каких-либо своих нужд или нужд своей фирмы, то, скорее всего он выберет эту возможность.
Для разрешения проблемы, связанной с теневой экономикой, государству необходимо целиком и полностью наладить свой внутренний рынок, искоренить бюрократизм, уменьшить налоги, ввести как можно больше льгот, поощряющих ведение малого и среднего бизнеса, а также призывающих к открытию еще большего количества предприятий. В этом случае, если предприниматель перестанет испытывать страх потери собственной фирмы, если налоги перестанут "брать за горло", если на рынке будет "хорошая погода", то и процентное соотношение теневой экономики и внутреннего валового продукта придет в норму.
А полностью искоренить теневую экономику, наверное, не удастся никогда.
ЯНЧУК ВЕРА УП 301
|
|
| |
Кариночка | Дата: Четверг, 07.06.2012, 13:52 | Сообщение # 49 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Статус: Offline
| Причины и особенности существования:
Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок. При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания. Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок. В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги. Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности. Автономная некоммерческая организация "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП) выдвинула версию основных на 2007 год причин "ухода в тень":
Основной причиной ухода в тень были и остаются высокие налоговые ставки. Важнейшим "неналоговым фактором" респонденты считают коррумпированность государственного аппарата: "неформальные выплаты" при получении лицензий, сертификатов, разрешений требуют получения неучтенной наличности. Следующая по степени важности причина - работа партнеров в теневом секторе (необходимость покупки сырья без оформления документов, выплаты процентов по займам, привлеченным на "личной" основе, и т.д.).
Бабенко Карина,УП-301
Сообщение отредактировал Кариночка - Четверг, 07.06.2012, 13:53 |
|
| |
NeaDekVaTHa[ya] | Дата: Четверг, 07.06.2012, 14:00 | Сообщение # 50 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Практически все признают необходимость борьбы с развитием ЭТ, однако есть расхождения в определении целей и инструментов этой борьбы. Прежде всего, обыденное представление о желательности полной ликвидации ЭТ является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении ЭТ, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и в этом случае неправомерны призывы уничтожить ЭТ «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах будет принудительно установлена сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами ЭТ лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними. Что касается методов борьбы с ЭТ, то по этому поводу мнения расходятся в зависимости от того, какие именно причины развития ЭТ считать более важными. Сторонники Э. де Сото убеждены, что главная причина разбухания ЭТ – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы с ЭТ должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций). Многие исследователи, однако, полагают, что наиболее важным фактором сдерживания ЭТ являются не формальные нормы права, а неформальные культурные традиции (например, протестантская этика по Максу Веберу). По их мнению, для минимизации ЭТ прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы с ЭТ – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.
Пятницкова Алина, УП - 301
|
|
| |
Кариночка | Дата: Четверг, 07.06.2012, 14:10 | Сообщение # 51 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Статус: Offline
| Масштабы теневых финансовых потоков из Украины свидетельствуют о наличии незадействованных инвестиционных ресурсов для национальной экономики, которые почти вдвое превышают объем прямых иностранных инвестиций в Украину. Об этом говорится в аналитическом докладе “Теневая экономика в Украине: масштабы и направления преодоления” Национального института стратегических исследований Украины, опубликованном в декабре 2011 г., пишет “Дело”. Эксперты института отмечают, что экономика Украины быстро интегрировалась в систему теневых финансовых потоков. Кумулятивный отток теневого капитала из страны за период с 2000-2008 гг. составил 82 млрд. долл. Эта сумма почти втрое превышает расходы сводного бюджета на здравоохранение за этот период, в 2,3 раза — объем прямых инвестиций. “Результаты исследований теневой экономики, которые осуществлялись в НИСИ, демонстрируют, что одной из составляющих теневой экономической деятельности является противозаконная деятельность, в том числе экономическая преступность”, — говорится в докладе. Данные НИСИ свидетельствуют, что рынки некоторых нелегальных товаров существенно превышают бюджет Украины. Емкость рынка нелегальной торговли природными ресурсами составляет порядка 20 млрд. долларов. Эксперты НИСИ отмечают, что во время кризиса бизнес массово и быстро выводил капиталы в тень, чтобы не потерять эти капиталы. “Масштабное изъятие капитала из официальной экономики, который наблюдался в Украине в процессе развертывания кризиса, в определенной степени играло для бизнеса предохранительную роль”, — говорится в докладе. После кризиса процессы детенизации являются достаточно инертными, считают сотрудники института. Восстановление экономики в 2010 году не сопровождалось массовым возвращением капиталов на родину. Согласно расчетам Министерства экономического развития и торговли Украины объем теневой экономики в Украине последние пять лет находится в диапазоне от 28 до 39% ВВП. Согласно расчетам австрийского экономиста Ф. Шнайдера, уровень теневой экономики в Украине составляет 52,8% от официального ВВП, говорится в докладе экономистов НИСИ.
Бабенко Карина,УП-301
|
|
| |
RubiЧka | Дата: Четверг, 07.06.2012, 14:20 | Сообщение # 52 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Статус: Offline
| В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:
1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;
2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:
- деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
- деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).
3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:
- легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
- нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
|
|
| |
NeaDekVaTHa[ya] | Дата: Четверг, 07.06.2012, 14:39 | Сообщение # 53 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Статус: Offline
| Причины и последствия развития теневой экономики. Развитие ЭТ является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Многие виды ЭТ (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования – бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы ЭТ, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.
С другой стороны, современная ЭТ возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» ЭТ.
Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды ЭТ (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.
Швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции ЭТ в рыночном хозяйстве:
1) «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в ЭТ, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);
2) «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
3) «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Однако в целом влияние ЭТ на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» ЭТ. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Наконец, развитие любых форм ЭТ ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.
Пятницкова Алина, УП - 301
|
|
| |
Вайц | Дата: Четверг, 07.06.2012, 18:59 | Сообщение # 54 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Статус: Offline
| Интересным является тот факт, что теневая экономика выполняет и положительную роль:
· создает рабочие места, которых не достаточно в условиях официальной экономики,
· является средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан.
По данным Министерства экономики Украины в 2009 году уровень тенизации украинской экономики оценивается на уровне 36% от официального ВВП. То есть соответствует критическому уровню, который, по оценкам западных экспертов составляет 30-35% ВВП.
Теневая экономика – противоречивое явление, чем и объясняется существование большого количества разнообразных взглядов на возможное решение этой проблемы: изменение государственной политики, снижение затрат и повышение рентабельности бизнеса, повышение стоимости рабочей силы, борьба с коррупцией, обеспечение прозрачных условий деятельности и гармонизация экономических интересов различных субъектов экономики, введение обязательного обоснования источников происхождения денежных средств при покупке недвижимости, земли и других дорогостоящих объектов, повышение эффективности государственного регулирования экономической и финансовой деятельности предпринимательских структур, снижение налогов и прочее.
Таким образом, на основе вышеизложенного целесообразно предложение о разработке комплексного механизма легализации теневых форм экономической деятельности с ориентацией на создание привлекательных условий для их возвращения в правовое поле государства.
Войцицкая Алёна УП-301
|
|
| |
МН-211 | Дата: Четверг, 07.06.2012, 19:01 | Сообщение # 55 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Статус: Offline
| В экономике существуют несколько определений теневой экономики.
Теневая экономика - это экономическая деятельность, противоречащая существующему законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые "подпитывают" уголовные преступления различной степени тяжести.
Теневая экономика-не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.
Теневая экономика - это все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.
Каждое из приведенных определений по-своему верно, и во взаимосвязи они дают достаточно полную характеристику рассматриваемому явлению.
Теневую экономику можно разделить на три крупных блока: неофициальная экономика. Сюда входят разрешенные виды экономической деятельности, в частности производство товаров и услуг, но не учитываемые официальной статистикой в целях сокрытия этой деятельности от налогообложения; фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.
Развитию теневой экономики способствуют следующие факторы:
1) экономические: а) высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); б) кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; в) несовершенство процесса приватизации; г) деятельность незарегистрированных экономических структур;
2) социальные: а) низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; б) высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; в) неравномерное распределение валового внутреннего продукта;
3) правовые: а) несовершенство законодательства; б) недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; в) несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
В настоящее время идет третий этап процесса развития теневой экономики - это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. В частности, речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что приводит к криминализации властных структур. Рубанова Н.МН-211
|
|
| |
Вайц | Дата: Четверг, 07.06.2012, 20:02 | Сообщение # 56 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Статус: Offline
| В Украине теневая экономика и увеличивающиеся в объемах продукция и финансовые ресурсы в этой отрасли – одни из значительных проблем, которые препятствуют стабильному развитию экономики.
Эксперты считают существенной проблемой тот факт, что большое количество теневых операций возможно осуществлять согласно легальному нормативно-правовому полю, а теневая деятельность нуждается в усилиях государственных органов власти. Анализу проблем теневой экономики свои работы посвящали такие украинские ученые, как В. Билоус, Н. Азаров, П. Мельник, А. Баделюк, А. Бодюк, П. Мельник, П. Гайдук, С. Павленко, А. Савченко, В. Попович, О. Турчинов и другие.
Перед Украиной, как и другими странами мира в переходной период, встала проблема теневой экономики, т.е. производство, деление, обмен и потребление товаров и услуг, которые неконтролируемы обществом и скрыты от органов власти.
Сегодня вопрос тенизации стоит остро почти для всех стран. Но в развитых странах объемы теневого сектора составляют 5-12% ВВП, тем самым не оказывая значительного влияния на экономические и социальные процессы в стране. А вот 30% – это уже критический барьер, превышение которого говорит о функционировании в государстве воспроизводительной системы теневых процессов в сфере экономики.
К сожалению, по масштабам теневого сектора Украина занимает одну из ключевых позиций не только на постсоветском пространстве, но и на территории Восточной и Центральной Европы. В зависимости от способа оценки (потребление электроэнергии, спрос на деньги), масштабы теневой экономики в украинском государстве колеблются в пределах от 40 до 80% ВВП.
По последним сообщениям Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, страна снизила на 5% процесс тенизации. Однако, эксперты считают, что в Украине масштабы теневого экономического сектора так же останутся высокими – около 65% ВВП.
Если шире взглянуть на данную проблему, то можно обозначить ряд негативных последствий, к которым может привести ее влияние на все стороны общественной жизни страны:
- несправедливый раздел и непрозрачность национального дохода;
- правовое отрицание, криминализация общества, недоверие к государственным органам власти;
- дискриминация по отношению к субъектам хозяйственной сферы деятельности;
- урезание поступлений налогов в бюджеты.
Существуют определенные факторы, объясняющие такие довольно значительные масштабы теневой экономики:
- вмешательство в деятельность субъектов ведения хозяйства властных структур;
- коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления;
- высокое налогообложение;
- слабая прозрачность законодательства в сфере налогов и постоянные изменения в нем;
-непрозрачные и довольно медленные процессы приватизации;
Не смотря на то, что за пять последних лет в Украине добровольность в уплате налогов увеличилась вдвое, сегодня она составляет не более 60% налоговых обязательств населения. Не помогло даже списание налоговых задолженностей.
Следовательно, для обеспечения стабильного роста украинской экономики необходимой является ее детенизация. Она связана с комплексным реформированием системы отношений, которая осуществляется в экономической сфере между государством, предпринимателями и наемными работниками, и должно направляться на ликвидацию факторов, негативно влияющих на экономику.
Таким образом, детенизация – самый верный способ для Украины обеспечить развитие экономики. Этот процесс подразумевает реформирование системы экономических отношений, в которых задействованы государство, предприниматели и наемные работники.
На данном этапе механизмом детенизации может стать: установление минимальных цен на продакцизный импортный товар для налоговых расчетов и уплаты; создание реестра и общего списка деклараций с указанными к возмещению суммами НДС, считающиеся сомнительными, формирование института за рубежом из представителей налоговой и таможенной служб; осуществление мониторинга внутрифирменных цен в пределах холдинга и многое другое.
Войцицкая Алёна УП-301
|
|
| |
Катюха | Дата: Пятница, 08.06.2012, 17:19 | Сообщение # 57 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Статус: Offline
| ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА — экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, то есть запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам.
Бульба К. Мн - 211
|
|
| |
ak4747 | Дата: Среда, 12.09.2012, 19:36 | Сообщение # 58 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Теневая экономика Украины составляет треть ВВП 20 августа 2012 Уровень теневой экономики в Украине в первом квартале 2012 года не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 34% от уровня официального ВВП. Об этом говорится в обзоре Министерства экономического развития и торговли Тенденции теневой экономики в Украине в первом квартале 2012 года. "Вместе с тем остается ряд рисков относительно рост тенизации экономики в будущем. Они связаны с восстановлением рецессионных процессов в странах Еврозоны и сохранением значительных финансовых проблем на внешних рынках, что в случае их распространения может повлечь резкое замедление темпов экономического роста и в Украине. Также высокими остаются внутренние риски дестабилизации экономической ситуации, среди которых крупнейшими являются увеличение отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса, рост девальвационных ожиданий и низкая кредитная активность", - говорится в обзоре. При этом два метода расчета теневой экономики из четырех, которые использует Минэкономразвития, показали рост тенизации, один - неизменность ее уровня, и лишь монетарный метод - показал детенизацию экономики. Так, показатель уровня теневой экономики, рассчитанный как средневзвешенный показатель финансовым методом и методом убыточности предприятий, в январе-марте 2012 года вырос на 3 процентрных пункта против соответствующего периода предыдущего года и составил 34% от уровня официального ВВП. Уровень теневой экономики, рассчитанный по электрическим методом, вырос на 1 процентный пункт и составил 31% от уровня официального ВВП. Показатель уровня тенизации национальной экономики согласно методу "затраты населения - розничный товарооборот" остался на уровне первого квартала 2011 года и составил 44%. Единственным методом расчета, который засвидетельствовал снижение уровня теневой экономики в Украине в январе-марте 2012 года, стал монетарный метод, согласно которому данный показатель сократился на 3 процентных пункта и составил 26% от уровня официального ВВП. Напомню, согласно оценкам налоговиков, опубликованным в ходе презентации Концепции реформирования налоговой системы, объем теневого сектора украинской экономики составляет как минимум 350 миллиардов гривен в год. По материалам: РБК-Украина ЕК-511 Влад
Сообщение отредактировал ak4747 - Среда, 12.09.2012, 19:37 |
|
| |
student | Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 12:08 | Сообщение # 59 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| В украинской экономике наблюдается «обыкновенный парадокс». Все понимают, какие сегменты экономики наиболее «затемнены», представляют схемы и механизмы действия «нелегалов». Тем не менее, «маємо те, що маємо». С тенденцией к росту.
Налицо явная нестыковка. Власть настойчиво убеждает нас в том, что «разруха» преодолена, стабильность достигнута, экономика развивается. Почему же тогда бизнес отказывается выходить из «тени»?
Ответ на поверхности. Сегодня легальный малый и средний бизнес задыхается от высоких эксплуатационных расходов, конкуренции, отсутствия оптимальной налоговой системы, постоянного прессинга контролирующих структур. Работать в «тени» — опаснее, но гораздо выгоднее.
В чем причина такой ситуации? По мнению экс-министра экономики, президента Центра рыночных реформ Украины Владимира Ланового, озвученному им в интервью газете «День», только в одном: декларативное и реальное содержание проведенных в Украине реформ — диаметрально противоположные. «Тенденция к росту части теневого сектора экономики, — убежден эксперт, — является следствием фискальных правительственных инициатив, которые спровоцировали усиление административного, правового и уголовного контроля за предпринимательством, ограничения в ведении внешнеэкономической деятельности, лишения возможности свободно покупать и продавать валюту для своих потребностей».
Эксперт считает: еще один важный фактор роста теневой экономики — отсутствие доверия бизнеса к судам. Может ли и должен бизнес уважать закон, когда последний работает в одностороннем порядке?
По мнению экс-министра, вывести украинский бизнес из тени можно только одним путем — ослаблением давления контролирующих органов. Ведь последние, по его словам, совершая определенные действия в отношении предпринимателей, все реже руководствуются интересами государственного бюджета и все чаще — потребностями собственных «карманов и желудков».
Гвоздикова Юлия,ЕК-811
Сообщение отредактировал student - Воскресенье, 14.10.2012, 12:23 |
|
| |
Marink@ | Дата: Воскресенье, 14.10.2012, 12:55 | Сообщение # 60 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Теневая экономика – это настолько же важный, насколько и спорный вопрос. Спорят как о составе, так и об объёмах теневой экономики. По разным подсчётам теневой сектор занимает 40 – 60% экономики Украины.
В Украине на данный момент остаётся острой проблема коррумпированности, наркобизнеса, проституции, нелегального производства и сбыта продукции, фиктивных сделок и денежных операций. Государственное управление экономикой страны остаётся несовершенным. Неэффективная налоговая политика ведет к уменьшению поступлений в госбюджет из-за разрастания теневого сектора. Нестабильное законодательство отпугивает предпринимателей от легализации их деятельности и заставляет их уходить в тень.
Десятки лет изучают теневую экономику, пытаются найти способы её регулирования, но никому ещё не удавалось найти способ её искоренения. Теневая экономика присуща в большей или меньшей степени всем временам и всем странам.
При разработке государственной экономической политики, при составлении статистических отчётов и прогнозов теневую экономику нельзя не учитывать - она составляет около половины всей экономики, а её влияние, как положительное, так и отрицательное очень велико.
Однако, законодательство Украины способствует «отмыванию» денежных средств криминального происхождения. Некоторые положения не только не соответствуют, но и противоречат международной практике по этим вопросам. Некоторые законодательные акты Украины обязывают ответственных должностных лиц информировать правоохранительные органы о крупномасштабных операциях и предоставлять финансово-хозяйственные документы по требованию правоохранительных органов, но эти нормы носят декларативный характер или отсылают к несуществующему по этим вопросам действующему законодательству.
Очевидно, следует внести изменения в действующее законодательство, учитывая собственный и международный опыт. Большое значение имеет международная согласованность в законодательстве и государственном регулировании экономики, т.к. зачастую субъекты теневой экономики пользуются различиями в законодательствах стран для получения дохода.
Очень важной является согласованность и внутри страны – между различными государственными органами. Совместные, целенаправленные и своевременные действия обеспечат эффективность действий по детенизации экономики. Следует не просто легализовать теневую экономику, необходимо повысить эффективность государственного регулирования в целом. Что касается «скрытой», т.е. разрешенной, но не показываемой экономики, то следует снизить налоги, упростить лицензирование. В то же время нельзя допускать вседозволенности, снижать штрафы и смягчать административную и уголовную ответственность, чтобы не допустить разрастания криминального сектора.
ЕК - 412
|
|
| |
|