Тема 8. Фиcкальная политика
| |
Olich | Дата: Воскресенье, 02.03.2014, 13:25 | Сообщение # 361 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 80
Статус: Offline
| Влияние фискальной политики на совокупное предложение Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов. Щербина Ольга ЕК-221
|
|
| |
MariaShapovalova | Дата: Четверг, 06.03.2014, 21:04 | Сообщение # 362 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Статус: Offline
| Фискальная политика - сложная система экономических отношений между равноправными субъектами государством, предприятиями, организациями, учреждениями, заведениями и гражданами по поводу распределения и перераспределения общественного продукта, создание централизованного фонда финансовых ресурсов и использования на удовлетворение общегосударственных нужд. В условиях переходного периода особенность этих отношений заключается в том, что они характеризуются несоответствием между потребностями общества и возможностями их удовлетворения.
Для постсоциалистических стран в целом и для Украины в частности проведение эффективной фискальной политики было и остается серьезной проблемой. Она прежде всего связана с неоднозначным пониманием бюджета и налогов как самостоятельных экономических категорий, их места в экономике и форм воздействия на общественное производство в тот или иной период развития. Опыт развитых стран свидетельствует, что эффективность и рост производства определяется гибкой, стабильной, динамичной и оптимальной налоговой и бюджетной системами, разработанными в каждой стране в соответствии с конкретными социально-экономических особенностей развития.
Актуальность и необходимость проведения реформы в налоговой системе объясняется тем, что налоги двояко могут влиять на экономику в переходный период: с одной стороны, низкий уровень налогов, отсутствие каких-либо налоговых льгот дополняют и стимулируют частнопредпринимательскую инициативу, побуждают к расширению производства, поощряют иностранные инвестиции, позволяющие государству через бюджет выполнять свои функции; с другой, их чрезмерное бремя в сочетании с масштабным кризисом в экономике приводит к спаду производства, оттоку капитала, сокрытие доходов, перехода значительного количества субъектов хозяйственной деятельности в "теневую экономику ", инфляции, безработицы, кризиса неплатежей и т.д., что и характерно на сегодняшнем этапе развития Украины.
Особую актуальность приобрели проблемы формирования гос. бюджета. Одна часть из них является производной от общеэкономического положения в стране, другая же заключается в сугубо субъективном подходе к процессу его составления, утверждения и исполнения.
Практика использования налогов и бюджета в Украине, как 2-х наиболее действенных инструментов фискальной политики, свидетельствует, что они утратили роль стимула и регулятора развития экономики.
Оптимальное сочетание преимуществ и исключения недостатков в функционировании данных 2-х экономических категорий, изменение подходов к пониманию их экономической сущности и влияния на народное хозяйство позволит проводить эффективную фискальную политику, направленную на достижение роста в экономике.
Проблема чрезмерного налогообложения субъектов хозяйственной деятельности остро встала в украинском обществе и ее нужно решать путем понижения налогового давления на экономику. Наша экономика истощена долговременными инфляционными процессами, поэтому ей нужно оставлять больше средств для нормального функционирования. Другим условием понижения налогового давления является необходимость формирования надлежащей налоговой культуры.
Бюджет значительно перегружен расходами, связанными с экономической деятельностью государства, которые не способствуют структурной перестройке в народном хозяйстве.
Экономически неэффективная централизация бюджетных средств повлекла рост сумм дотаций и количества дотационных областей, с одной стороны, и их зависимость от центра - с другой, что порождает среди некоторых регионов чисто потребительские настроения.
Проблемы бюджета, с одной стороны, порожденные масштабным кризисом в экономике, которая существенно влияет на доходную часть бюджета за постоянного уменьшения его наполненности финансовыми ресурсами. Неэффективные шаги по "улучшению" ситуации еще больше усугубляют ее.
Относительно путей оптимизации доходной и расходной частей Государственного бюджета Украины необходимо отметить, что размер поступлений в бюджет и направления использования его средств зависят преимущественно от состояния экономики. И невозможно улучшить ситуацию с его исполнением, не осуществляя радикальных реформ в экономике.
Отправной точкой такого реформирования должны стать изменения в налоговой системе, которые имеют целью упростить механизмы взыскания налогов, сделать их прозрачными, снизить налоговое давление на производителя частности и утвердить действительно экономическую функцию налогов в целом.
Мария Шаповалова. ЕК-321
|
|
| |
Stella | Дата: Среда, 02.04.2014, 02:30 | Сообщение # 363 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Достоинства и недостатки фискальной политики К достоинствам фискальной политики следует отнести: Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мывидели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
Недостатки фискальной политики: 1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). 2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. 3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается: - проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и
начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики; - проблемы, на какую именно величину следует изменить инструментыгосударственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже
если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.
4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.
Симонян Стелла ЕК-321
|
|
| |
ек-121 | Дата: Среда, 02.04.2014, 17:50 | Сообщение # 364 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Статус: Offline
| Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спросВоздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП. Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
|
|
| |
MariaShapovalova | Дата: Среда, 30.04.2014, 20:46 | Сообщение # 365 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Статус: Offline
| Государственный бюджет – баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды: 1) расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т.е. содержание армии, полиции, судов), на содержание аппарата управления государством; 2) расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики; 3) расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.
Дефицит государственного бюджета Украины по итогам января-марта 2014г. составил 4,133 млрд. грн., что на 8,6%, или на 360 млн. грн. меньше дефицита по итогам января-марта 2013г. в размере 4,523 млрд. грн. Об этом сообщается на сайте Министерства финансов Украины.
|
|
| |
Olich | Дата: Среда, 07.05.2014, 21:16 | Сообщение # 366 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 80
Статус: Offline
| Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
щербина ольга ек-221
|
|
| |
ИринаСергееваЕК221 | Дата: Суббота, 10.05.2014, 18:00 | Сообщение # 367 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменениевеличин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение названных величин врезультате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальнаяполитика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговыхпоступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общихналоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.Придискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так какизменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникаютавтоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный"(автоматический) стабилизатор — экономический механизм,позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (втом числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Сообщение отредактировал ИринаСергееваЕК221 - Суббота, 10.05.2014, 18:02 |
|
| |
Оксана | Дата: Понедельник, 12.05.2014, 21:54 | Сообщение # 368 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 46
Статус: Offline
| Проблемы, недостатки, сложностиК сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому совершенно необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики. Временные проблемыС осуществлением фискальной политики связаны некоторые временные проблемы. 1. Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Исключительно трудно точно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих показателей (см. «Последний штрих» к этой главе), дают представление о направлении развития экономики, порой проходит 4—6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны. 2. Административный разрыв. Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У Конгресса иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими. 3. Функциональный разрыв. Кроме того, существует также разрыв между тем моментом, когда Конгресс принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы — такие, как сооружение плотин, автострад и т.д. — требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких — скажем, от 6 до 18 месяцев — спадов. Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов. Ладыгина Оксана ЕК-321
|
|
| |
ИринаСергееваЕК221 | Дата: Пятница, 16.05.2014, 19:05 | Сообщение # 369 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Назначение налогов проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.
Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).
Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI – XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV – XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение – вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.
Вторая половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Так, например, к середине XIX века общий расход европейских государств на военные нужды был на 12% меньше, чем на народное просвещение. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума. .
|
|
| |
lana19 | Дата: Воскресенье, 18.05.2014, 18:31 | Сообщение # 370 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
| Сколько раз я слышу от людей выражения типа "маленькая пенсия" или "мизерная стипендия"...нельзя сказать, что фискальная политика работает в недостаточном режиме, Украина далеко не на последнем месте по сборам налогов, вот только эти налоги равны копейкам от наших современных заработных плат.чтобы повысить уровень соц обеспечения нужно не проценты налогов еще больше увеличивать, а уровень зарплат. и всем будет хорошо. нууу, кроме миллионеров...их давно уже сжить надо...большинство из них "вертятся" в теневом бизнесе, иногда занимаются незаконной деятельностью. какой от них толк государству-не понимаю, и почему это никто не решает-так же не понятно. в общем, меньше жалоб, такая уж у нас государственная политика
|
|
| |
MariaShapovalova | Дата: Воскресенье, 18.05.2014, 21:13 | Сообщение # 371 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Статус: Offline
| Бюджетный дефицит 2014г. будет минимизирован
Номинальный ВВП Украины в 2014г. вырастет до 1,7 триллиона гривен, - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Развитие экономики, обусловленное активизацией торгового сотрудничества с Россией и реализацией совместных проектов с Китаем, приведет к заметному росту, как фактического, так и номинального ВВП страны. «Экономика будет стремительно развиваться. Номинальное ВВП уже начало заметно расти, и к концу 2013г. составило 1,4 триллиона гривен. Думаю, что к концу 2014г. уровень номинального ВВП вырастет до 1,7 триллионов», - прогнозирует Охрименко.
По мнению эксперта, обращать внимания на информацию Нацбанка об увеличении в ноябре прошлого года дефицита платежного баланса на 29,9%, не стоит.
«Дефицит свидетельствует лишь о том, сколько денег правительство планирует вложить в финансирование бюджетных программ. Бездефицитный бюджет – сегодня непозволительная роскошь для очень многих стран, в том числе и Украины. Однако, те положительные тенденции, которые наметились в отношениях с Россией и Китаем, внушают оптимизм относительно минимизации дефицита бюджета 2014г.», - говорит эксперт.
Охрименко подчеркнул также, что вместе с ростом ВВП повысится и покупательская способность населения. И этому будет способствовать стабильный курс гривны и низкий процент инфляции, в размере, примерно 3%-5%.
По данным НБУ, дефицит текущего счета в ноябре 2013г. сократился по сравнению с октябрем - 2013-го на 44,5%, однако вырос по сравнению с ноябрем - 2012-го на 22,1% и составил $1,087 млрд.
|
|
| |
Оксана | Дата: Вторник, 20.05.2014, 16:16 | Сообщение # 372 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 46
Статус: Offline
| Фискальная политика: цели и типы.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики являются: - сглаживание колебаний экономических целей; - стабилизация темпов экономического роста; - достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции. Экономическая наука выделяет два типа фискальной политики: - дискреционная; - автоматическая. Дискреционная фискальная политика это сознательное манипулирование налогами и расходами, другими словами, это активная, фискальная политика. Инструментами фискальной политики являются: -общественные работы; - изменение трансфертных платежей; - манипулирование налоговыми ставками. Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Инструментами такой политики являются, так называемые, встроенные стабилизаторы: - изменения в налоговых поступлениях; - пособия по безработице и другие социальные выплаты; - субсидии. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизации экономической ситуации. Однако они являются недостаточными. Так, встроенные стабилизаторы в автоматической фискальной политике могут только ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью их устранить не могут. Сложности в проведении дискреционной фискальной политики можно свести к следующему: - временный разрыв (лаго) между принятием решений и их воздействием на экономику; - административные издержки.
Ладыгина Оксана ЕК-321
|
|
| |
ИринаСергееваЕК221 | Дата: Вторник, 20.05.2014, 17:00 | Сообщение # 373 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
| Выделяются 2 основные группы расходов государства:
1. государственные закупки товаров и услуг для того, чтобы государственные предприятия могли оказывать услуги населению, но другого характера, чем то, что они покупают, это как основные материалы для осуществления деятельности;
2. трансфертные платежи в виде субсидий, дотаций, пособий.
Эти 2 основных вида доходов характеризуют деятельность государства как производителя и как участника финансового перераспределительного оборота.
Значительную часть совокупных расходов, которые входят в совокупный спрос, составляют государственные закупки товаров и услуг. Они определяются макроэкономической политикой государства. Отличие этих групп государственных расходов состоит в том, что закупки товаров и услуг увеличивают объем ВВП. Трансфертные платежи имеют перераспределительный характер. Финансовые ресурсы, которые аккумулирует на себя государство, они затем перераспределяются и направляются в макроэкономический оборот, но уже к другим экономическим субъектам.
Существуют также 2 вида влияния государства на экономику:
1. прямое влияние, которое заключается в изменении объемов государственных закупок и это непосредственно влияет на объем ВВП, и как следствие – на объем спроса;
2. косвенное влияние, которое заключается в изменении уровня налогообложения и величины трансфертных расходов.
Если вспомнить макроэкономическое тождество, то мы увидим там 1-ый вид расходов, а трансфертные передачи не включаются в макроэкономическое тождество, поскольку они носят перераспределительный характер, но они влияют на экономику косвенно, посредством изменения величины потребительских и инвестиционных расходов. Например, если уменьшается налогообложение, то увеличивается возможность больше средства предприятия.
Государственные расходы не зависят от уровня дохода.
|
|
| |
Rushana | Дата: Суббота, 24.05.2014, 19:37 | Сообщение # 374 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической(стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как насовокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение(величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения. Добавлено (24.05.2014, 19:25) --------------------------------------------- Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y 1 до Y *), но и снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1,б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов. Добавлено (24.05.2014, 19:37) --------------------------------------------- Состав и структура финансовой системы УкраиныФинансовая политика государства - это совокупность мероприятий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства. Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:· ВНП или НД (национальный доход) - главные источники финансовых ресурсов· Объем инвестирования· Темпы обновления основных фондов· Рост производительности труда· Жизненный уровень населения· Дефицит государственного бюджета. Должен быть не более 3 %.Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Финансовая политика стабилизации включает в себя:1) Остановить инфляцию:В 1995 году произошло резкое падение инфляции:· январь - 18, 5 %;· февраль - 2 %;· март - 2, 8 %.· Идеал - 20 % в год (примерно 1 - 2 % в месяц).2) Снижение дефицита бюджета до 3 %3) Государственный долг - до 1/2 ВНП.К финансовой политике примыкает денежно-кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики - отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии). Задачи финансовой стабилизации:· стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год;· дефицит бюджета не более 2 - 3 % от ВНП;· государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно, финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:1) проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;2) преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;3) комплекс мер по социальной защите населения.В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:- разумная приватизация государственного сектора;- дальнейшее развитие антимонопольной политики;- совершенствование действующей налоговой системы;- финансовое обеспечение конверсии;- развитие финансового рынка;- ликвидация бюджетного дефицита;- сокращение внутреннего и внешнего долга;Шагидуллина Рушана ЕК-321
|
|
| |
ТатьянаЕК-321 | Дата: Понедельник, 26.05.2014, 18:59 | Сообщение # 375 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Статус: Offline
| Понятие фискальной политики
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Цели фискальной политики
Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает:
1) увеличение государственных расходов,
2) снижение налогов
3) сочетание первого и второго.
Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает:
1) уменьшение правительственных расходов,
2) увеличение налогов,
3) сочетание первого и второго.
Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.
Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.
1. Заимствования.
Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.
2. Создание денег.
Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:
1. Погашение долга.
Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.Добавлено (26.05.2014, 18:59) --------------------------------------------- 2. Изъятие из обращения.
Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.
Завдовьева Татьяна ЕК-321
|
|
| |
|