Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
| |
Иришка | Дата: Среда, 26.05.2010, 16:25 | Сообщение # 16 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Статус: Offline
| Функции государства в экономике Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. К основным функциям государства можно отнести следующие: - правовая; - воспроизводственно-технологическая; - зашита конкуренции; - стабилизационная; - прогностическая; - регулирующая. Рассмотрим их более подробно. Правовая функция призвана регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Воспроизводственно-технологическая функция сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь выделяются две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Это обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность их государственного регулирования.
Добавлено (26.05.2010, 16:25) --------------------------------------------- Функция защиты конкуренции . Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для Белоруссии, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует и государственная монополия, например на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета. Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае инфляционной экономики у правительства возникает противоположная цель – уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор. Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. ____________________ Ткачёва Ирина,ЕК-382
|
|
| |
Yulya | Дата: Среда, 26.05.2010, 21:54 | Сообщение # 17 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Саморегулирующихся способность экономических субъектовк рациональных действий может быть реализована на практике только через рыночный механизм, т.е. без государственного вмешательства. Поэтому аналогично классической теории теория рациональных ожиданий исходит из предпосылки, что все рынки (как продуктов, так и ресурсов) является высоконкурентный. На таких рынках заработная плата и цены високоеластични одновременно как в направлении снижения, так и в направлении роста. По мнению сторонников этой теории, новая информация, которую получают экономические субъекты, быстро отражается на соотношении спроса и предложения высококонкурентном рынке и благодаря этому равновесная параметры экономики быстро восстанавливаются при условии полной занятости. Указанные выше положения обусловливают соответствующий механизм реакции экономики на экономические колебания. Согласно теории рациональных ожиданий кривая совокупной предложения имеет вид вертикальной линии, которая берет свое начало в точке потенциального ВВП. Если предположить, что государство планирует в следующем году применить политику стимулирования совокупного спроса, то первым ее результатом будет рост цен. Опираясь на эту информацию, рабочие будут ожидать роста цен и последующее снижение реальной заработной платы. Поэтому они заранее включат эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. В этих условиях пропорционально росту цен увеличатся средние расходы; у предпринимателей не произойдет рост прибылей и они не согласятся увеличивать производство, то есть не произойдет даже временного увеличения совокупной предложения относительно потенциального уровня. Это означает, что рациональные ожидания экономических субъектов исключают возможность возникновения краткосрочной совокупной предложения, а существует лишь совокупное предложение на уровне потенциального ВВП. Отсюда вывод: стимулирующее политика государства вызывает только ускорение инфляции и совершенно не влияет на уровень производства и безработицы. Поэтому она является нецелесообразной и, по мнению оппонентов теории рациональных ожиданий, имеет два наиболее уязвимых элементов: Первый - способность экономических субъектов достаточно правильно предсказывать будущие изменения в экономике и экономической политике государства противоречит действительности. Практика свидетельствует, что в области экономического прогнозирования допускают значительные ошибки даже руководящие деятели и специалисты. Второй - в реальной действительности подавляющее большинство рынков не являются чисто конкурентными. Предпринимательские монополии и профсоюзы в значительной степени сдерживают снижение цен и номинальной заработной платы. Поэтому рынки не обладают способностью мгновенно приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и через цены и зарплату быстро восстанавливать объем производства на потенциальному уровне, особенно в условиях стагфляции. Перечисленные альтернативные теории макроэкономического регулирования не снижают значение кейнсианской теории, а дополняют ее, углубляя наши представления об сложный механизм функционирования экономики. Кленк Юлия, ЕК - 382
|
|
| |
PuzirOK | Дата: Четверг, 03.06.2010, 00:47 | Сообщение # 18 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Макроэкономика и макроэкономическое регулирование в Украине По заключению международных организаций в Украине сегодня существует переходная к рынку экономика. Она функционирует на микро- и макроуровне, постепенно интегрируется в мировое хозяйство. То есть по некоторым признакам украинская экономика эволюционирует к рыночной экономической системе. Данный процесс получает отражение и в работах украинских экономистов'. Все это предполагает необходимость рассмотрения макроэкономических процессов и в Украине. Становление украинской макроэкономики. Ныне Украина переживает глубокий трансформационный кризис. Но как и всякий кризис, он является формой развития: происходит смена системы отношений командной экономики рыночными отношениями. Украинская экономика находится в состоянии преобразований, является экономикой переходного типа, которой присущи отмирающие и нарождающиеся формы, но и те, и другие реализуются как в микро-, так и в макроэкономических процессах. Прежде всего, происходят преобразования отношений собственности с опорой на правовые нормы. Вместо монополизма государственной собственности приходит плюрализм целого ряда типов и форм собственности, вместо единого государственного формируются несколько секторов экономики, вместо одного государственного типа производственных предприятий возникают предприятия различных типов хозяйствования, вместо худосочного ручейка международного товарообмена, который перекрывался бюрократической плотиной госмонополии внешней торговли, набирает силу полноводный поток внешнеэкономических контактов со странами ближнего й дальнего зарубежья. Постепенно утверждается предпринимательство, развертывается рынок, работает госсектор, права гражданства приобретают домохозяйства, активизируются внешнеэкономические связи, то есть формируется традиционная макроэкономика. Вслед за преобразованием отношений собственности начался процесс изменения социальной структуры общества, что в порядке обратной связи стимулирует экономические преобразования. Если в условиях административного социализма производители были де-факто отторгнуты и отстранены от государственной сооственности, а ее распорядителем выступала бюрократия («государство — это частная собственность бюрократии»), то в условиях преобразований уже очевидны социальные новации. _______________________________________________________________ Герасимова Анна ЕК - 381
|
|
| |
Галина | Дата: Понедельник, 07.06.2010, 17:23 | Сообщение # 19 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Статус: Offline
| Рыночный механизм саморегулирования В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорции служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения. Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда господствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе, и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения. Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.). Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных товаропроизводителей к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде частный собственник "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. "Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый предприниматель, стремясь насытить какой-то платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересован в удовлетворении совокупных потребностей общества. Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между производством (предложением товаров) и рыночным спросом. Прямая связь выражается в том, что производство товаров предопределяет спрос. Все независимые друг от друга предприниматели сами решают проблемы: что, как и для кого производить. Однако единоличные производители не способны повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная конкретных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может часто давать "сбои", не достигая поставленной цели. Всех предпринимателей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы информацию о соотношении спроса и предложения. Это позволяет вносить поправки в действия товаропроизводителей: они переключаются на выпуск таких благ, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными. Рыночный регулятор выполняет важную социальную роль. Через систему рыночных цен он оказывает определяющее воздействие на распределение доходов среди всех членов общества. Теперь нам предстоит выяснить, как проходит такое распределение и каковы его общественные результаты.
|
|
| |
Karina_Peycheva | Дата: Четверг, 10.06.2010, 19:19 | Сообщение # 20 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Как бы не восхваляли бы рыночную систему, она не совершенна и весьма далека от приписываемой ее гармонии и способности все и вся регулировать. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно. Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка. Существенные недостатки рыночного механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1933 гг., 1937-1938 гг. и др. когда, казалось бы, процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования. Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; - не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства; - не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных запасов океана; - игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений; - не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт и т.д.); - не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; - не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; - ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. - За решение всех этих вопросов берется государство.
Карина Пейчева, ЕК-382
Сообщение отредактировал Karina_Peycheva - Четверг, 10.06.2010, 19:20 |
|
| |
Оля | Дата: Четверг, 10.06.2010, 21:11 | Сообщение # 21 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| макроэкономическое регулирование (МЭР) представляет многосложную совокупность государственно-экономических механизмов воздействия на макроэкономические процессы. И первым среди них выступает механизм государственного регулирования экономики. Как основной механизм МЭР, госрегулирование сегодня направляется на: ускорение экономических реформ, преодоление кризиса, стабилизацию экономики и обеспечение простого воспроизводства, формирование рынков, ценообразование, денежное обращение, исполнение государственного бюджета, развитие внешнеэкономических связей, подавление организованной преступности. Механизм рыночной регуляции экономики также является компонентом МЭР, но особенным. Прежде всего его становление и действенность зависят от: приватизации, формирования инфраструктуры рынка, развития последнего и действия его законов. В условиях переходной украинской экономики это определяется эффективностью государственного регулирования (законодательного, исполнительного и судебного) хода экономических реформ. Так, в 1992—1994 гг. рыночная регуляция начала зарождаться, а в 1994—1996 гг., несмотря на остроту кризисных процессов, постепенно усиливается, благодаря активизации процессов разгосударствления и приватизации. Уже сегодня все явственнее проступают структурные звенья механизма рыночной регуляции: относительная свобода цен, постепенное расширение сферы действия законов спроса и предложения, формирование структуры и инфраструктуры национального рынка, активизация внешнеэкономических связей. _________________________________________________ Шевырёва Ольга ЕК-382
|
|
| |
Karina_Peycheva | Дата: Понедельник, 14.06.2010, 13:04 | Сообщение # 22 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Новые налоги от депутатов Политики ищут способы увеличить поступления в бюджет за счет повышения тарифов, новых налогов и сборов, которые лягут на плечи простых граждан. * Газ для владельцев частных домов +20% * Коммунальные услуги +15% * Услуги частных компаний (цены в ресторанах, парикмахерских и др.) +5-10% * Сигареты +10-15% * Водка +20% * Автомобили +15% * Мясо +10%
Карина Пейчева, ЕК-382
|
|
| |
Галина | Дата: Суббота, 19.06.2010, 17:42 | Сообщение # 23 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Статус: Offline
| Мировая практика свидетельствует, что в процессе государственного регулирования экономики наибольший эффект достигается только при условии рационального сочетания фискальной и денежно-кредитной политики. Есть смысл и в теории экономики предложения, согласно которой цены, занятость и безработица зависит не просто от совокупного спроса, а от его соотношения с совокупной предложением. В условиях стагфляции совокупное предложение должно быть приоритетным объектом государственного регулирования экономики. Поэтому применяя фискальные средства с целью влияния на совокупный спрос, государство не должно оставлять без внимания совокупной предложение. Невозможно игнорировать и теорию рациональных ожиданий, поскольку поведение экономических субъектов зависит не только от реальных изменений в экономической конъюнктуре, но и от того, как они воспринимают эти изменения и могут их предвидеть.
|
|
| |
kortni | Дата: Воскресенье, 20.06.2010, 23:33 | Сообщение # 24 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на дорогом кредите получают многомиллионные прибыли. Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства. Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики защиту накоплений предприятий и населения. Гончарова Алена, ЕК-381 Добавлено (20.06.2010, 23:33) --------------------------------------------- Законодательно-нормативная база государственного регулирования Но для перестройки экономики на капиталистический способ производства необходима, прежде всего, законодательная база, или правовое поле. В 1991 г. было положено начало создания такого поля принятием законов “О предпринимательстве” и “О собственности” . Эти законы, принятые Верховным Советом УССР, с изменениями и дополнениями, действуют, и по сей день. Закон Украины “О предпринимательстве” . Настоящий закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки. Статья 2 (выдержка) . Субъекты предпринимательской деятельности. Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть: граждане Украины, других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности; юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины “О собственности” . Закон Украины “О собственности” . Этот закон устанавливает 4 основных вида собственности: государственную, коллективную, частную и интеллектуальную. Статья 3. Субъекты права собственности. 1. Субъектами права собственности в Украине признаются: народ Украины, граждане, юридические лица и государство. Субъектами права собственности в Украине в соответствии с настоящим законом могут быть также другие государства, их юридические лица, совместные предприятия, международные организации, граждане других государств и лица без гражданства. 2. Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности гражданам, юридическим лицам и государствам. 3. Допускается объединение имущества, являющегося собственностью граждан, юридических лиц и государства, и создание на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием юридических лиц и граждан других государств. 4. Граждане, юридические лица и Украинское государство могут иметь в собственности имущество, расположенное на территории других государств. Статья 41. Объекты права интеллектуальной собственности. Объектами права интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы, рационализаторские предложения, результаты научно-исследовательских работ и другие результаты интеллектуального труда. Однако до сих пор не приняты Земельный Кодекс и Налоговый Кодекс, что существенно осложняет переход к цивилизованным рыночным отношениям. Таким образом, правовое поле в области предпринимательства несовершенно и требует существенной доработки. При существующей ныне нормативно-правовой базе рано говорить о цивилизованном рынке. [12, с. 5 – 36]
Сообщение отредактировал kortni - Воскресенье, 20.06.2010, 23:32 |
|
| |
Алинка | Дата: Среда, 20.10.2010, 18:23 | Сообщение # 25 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Государственное экономическое регулирование Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Основные принципы государственного регулирования экономики: - минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; - влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. Функции государства в области регулирования экономики: - разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; - стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; - регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; - создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений; - перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); - регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. ЕК-191 СОКАРЕВА АЛИНА
|
|
| |
Nata | Дата: Понедельник, 25.10.2010, 14:14 | Сообщение # 26 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Статус: Offline
| Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся: 1. принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств; 2.предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Для общественных благ характерны два свойства: во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них; во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно. Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство; 3. наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства; 4. несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры; 5. перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов); 6. регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны. Кондратюк Наталья ЕК-292
|
|
| |
Inn@ | Дата: Понедельник, 25.10.2010, 23:47 | Сообщение # 27 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Как бы не восхваляли бы рыночную систему, она не совершенна и весьма далека от приписываемой ее гармонии и способности все и вся регулировать. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно. Любая экономика не функционирует без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за выполнение многих других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества. Тем более велика роль государства в переходной экономике. Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена следующими причинами: Во-первых, прежний централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой системы; Во-вторых, в Белоруссии существует многовековая традиция сильной государственной власти; В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора; В-четвертых, рынок требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов; В-пятых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществлены без его активного вмешательства; В-шестых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др. Таким образом, основная проблема переходной экономики – это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, уточнения роли государства в экономике. Государство в трансформирующемся постсоциалистичесой экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и стимулирование экспорта, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ так же занимается государство. Государство способствует стабильному экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы. Бульба Инна ЕК-292
|
|
| |
Oleg | Дата: Вторник, 26.10.2010, 10:50 | Сообщение # 28 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Статус: Offline
| Роль держави в системі макроекономічного регулювання проявляється через функції, які вона виконує в кругопотокі ресурсів, доходів і продуктів. По-перше, вона виконує перерозподільчу функцію в економіці. Змінюючи рівень податків і трансфертів, держава перерозподіляє доходи між приватним секто-ром економіки і державним сектором, який займається виробництвом суспіль-них благ. Крім того, стягуючи податки із заможних домогосподарств, держава за допомогою трансфертів, що надаються незаможним домогосподарствам, зменшує розрив у доходах. По-друге, держава виконує стабілізаційну функцію в економіці. Так, в умовах надмірного безробіття уряд може збільшити свої ви-датки, що збільшить сукупний попит і зменшить безробіття. Цього він може досягти і за допомогою зниження рівня оподаткування. В умовах високої ін-фляції уряд може вдатися до протилежних заходів. ______________________ Святец Олег ЕК-292
|
|
| |
Nata | Дата: Вторник, 26.10.2010, 20:37 | Сообщение # 29 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Статус: Offline
| Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер. Кондратюк Наталья ЕК-292
|
|
| |
ЕК-191 | Дата: Пятница, 29.10.2010, 10:43 | Сообщение # 30 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Статус: Offline
| Кризис системы макроэкономического регулирования и кейнсианской теории в 70-х годах XX столетия. Кризис кейнсианства отражал важные изменения в экономической политике правительств индустриально развитых стран. На протяжении 80-х и 90-х годов благодаря денационализации и приватизации произошло значительное сокращение государственного сектора экономики, снизились темпы роста государственных расходов, доля которых в ВНП достигала во многих европейских странах 50%. Борьба с бюджетным дефицитом и инфляционными тенденциями приобрела первостепенное значение. Но это, тем не менее, не означало полного отказа от кейнсианских идей, требующих в целях социальной и экономической стабилизации государственного вмешательства. Политика всегда была прагматичной - такой она и осталась, и в своем арсенале по-прежнему сохраняет многие из тех рекомендаций, которые были обоснованы Кейнсом и его последователями. Итак, завершился определенный этап в жизни кейнсианской теории, начавшийся в 30-е годы нашего века. Но сама теория Кейнса по-прежнему жива и развивается в современных условиях. Ведь она никогда не была сводом неприкасаемых догм и обязательных инструкций для ее сторонников. История кейнсианства - это история непрерывного развития, приспособления к меняющейся действительности, поисков и уточнений как в области теоретического анализа, так и в практической политике. Она прошла этап «неоклассического синтеза» (60-70-е годы), когда была предпринята попытка формально объединить кейнсианскую теорию с неоклассической. На основе категорий кейнсианского анализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики и соответствующие теории экономического роста. Оттесненное неоклассической школой на обочину «главного направления» кейнсианство развивается сегодня в новом облике, получившем название «посткейнсианство». Кейнсианство оказалось органически связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этом проявляется его жизнестойкость. Современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес Дж.М. Кейнс, прежде всего без совершенно нового ее раздела - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Но «вклад» - это нечто застывшее, общепринятое, устоявшееся. Для характеристики кейнсианства этого мало. «Общая теория» Кейнса, как и множество предшествующих и последовавших за ней работ (ныне они составляют 33 тома полного собрания сочинений), стала неисчерпаемым источником идей, которые до сих пор питают огромный поток литературы, толкующей, пересматривающей, критикующей, развивающей теорию Кейнса. Во всяком случае, каждый год - и это не преувеличение - приносит на свет десятки новых работ, так или иначе связанных с именем и теорией Кейнса. Меткое название нашел для своей работы, посвященной теории Кейнса, английский ученый Г.К. Шоу - «Перманентная революция». Действительно, через революции и контрреволюции кейнсианство переживает непрерывный процесс изменений, движимый тем мотором, который создал и привел в движение ее основатель. Ушаков Владислав ЕК-191
|
|
| |
|