Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
| |
Доцент-Кокарев | Дата: Среда, 10.02.2010, 19:46 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
| ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Предельный коэффициент налогов - коэффициент, который показывает, на сколько единиц меняются чистые налоги в случае изменения дохода на единицу. Государственные сбережения - это чистые налоги минус государственные закупки. Кейнсианская теория - это направление макроэкономической теории, ключевая идея которой заключается в том, что рынок не способен в краткосрочном периоде быстро восстанавливать полную занятость и поэтому возникает необходимость государственного влияния на совокуттаый спрос. Национальные сбережения - это частные сбережения плюс государственные сбережения. Основной психологический закон Кейнса - закон, согласно которому в случае увеличения дохода домохозяйств их предельная склонность к потреблению уменьшается. Частные сбережения смешанной экономики - это доход минус чистые налоги и потребление. Общественные блага - товары и услуги, выгоды от которых получает общество в целом независимо от потребности в них со стороны отдельных экономических субъектов. Чистые налоги - валовые налоги за вычетом трансфертных платежей.
|
|
| |
KatyaKramarenko | Дата: Воскресенье, 14.03.2010, 19:03 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Мне хотелось бы подробнее остановится на том, что же представляет из себя макроэкономическое регулирование, что оно предполагает в идеале и какую цель ДОЛЖНО преследовать государство в этом "нелегком" процессе: Современный мир, прежде всего хозяйственный, — взаимосвязанная система, элементы которой — отдельные национальные государства, влияют на параметры экономического развития друг друга через сложную сеть мирохозяйственных связей (о чем, в частности, свидетельствует мировой финансовый кризис). Объективные процессы обобществления и глобализации выдвигают в разряд актуальных проблем исследование современной цивилизации и путей ее развития. На данный момент экономическая жизнь человечества определяется динамично развивающимися процессами глобализации и обобществления производства. В условиях ограниченности большинства традиционных экономических ресурсов, возрастания проблем, связанных со средой обитания человеческого сообщества и его выживания, необходимо наличие определенных субъектов макроэкономического регулирования. Макроэкономическое регулирование предполагает: • переход к оптимальной модели взаимодействия государства к экономики (макрорегулирование следует рассматривать как сочетание государственного и рыночного воздействия); • новый тип воспроизводства (воспроизводство эпохи информационного общества, глобальной экологии) — как базис макроэкономического регулирования; • преодоление отчуждения труда (как макрозадача); • всестороннее развитие человека (как макроцель). Макроэкономическое регулирование представляет собой, с одной стороны, саму деятельность по организации и налаживанию взаимодействия элементов регулируемой системы, а с другой стороны — сложную систему реализации этой деятельности посредством определенного хозяйственного механизма. Макрорегулирование хозяйственной жизни прошло долгий исторический путь развития. Для современного мира характерно многоуровневое экономическое регулирование, его механизм связывает отдельных хозяйствующих субъектов как по горизонтали, так и по вертикали. Экономическое регулирование реализуется через хозяйственную деятельность субъектов общества и существует как на микроуровне, так и на региональном, отраслевом, государственном и международном. Объектами макрорегулирования могут выступать как отдельные регионы внутри страны (например, нефтедобывающие), хозяйственная жизнь отдельных стран, а также хозяйственная жизнь целых регионов, включающих группу государств, объединенных интересами решения определенной задачи. К началу XXI в. произошло заметное смещение акцентов во взаимоотношениях мирового хозяйства и национальных экономик. Это проявляется в том, что если раньше экономические проблемы мирового хозяйства выступали следствием развития и взаимодействия национальных экономик, то в настоящее время глобальные проблемы выдвигают определенные требования к национальным экономикам, которыми определяется внешняя по отношению к отдельной национальной экономике цель макрорегулирования. Ее можно условно назвать ограничительной, ибо ставятся задачи сдерживания (ограничение распространения ядерного оружия, увеличения числа безработных, преодоление экологического кризиса, демографическая политика и т. д.). Субъекты, диктующие национальным экономикам эти задачи, разнородны по их роли и месту в хозяйственной жизни. Главное, что их объединяет — это возможность оказывать заметное влияние на макропропорции и весь процесс общественного воспроизводства той или иной страны. Субъекты макрорегулирования современной хозяйственной жизни действуют как в рамках национальной экономики (примерами являются естественные монополии нашей страны, различные так называемые олигархические объединения, а также государство), так и вне их (МВФ и др.). Добавлено (14.03.2010, 19:03) --------------------------------------------- В современных условиях недостаточно сводить роль государства как субъекта макроэкономического регулирования к поддержанию баланса совокупного спроса и совокупного предложения, а тем более рассматривать его лишь в качестве арбитра свободной рыночной координации (регулирования) всех макроэкономических показателей. В случае неспособности государства к выполнению функции макроэкономического регулирования найдутся другие субъекты, готовые осуществить регулирование, но только цели и методы его будут соответствовать их собственным интересам. Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Ограничения на темпы экономического роста, выдвигаемые эпохой антропогенно перегруженной Земли, ведут к тому, что экономическая цивилизация теряет свою внутреннюю цель (увеличение капитала, прибыли и вообще материального богатства за счет неограниченного использования природных ресурсов). Рациональная цивилизация должна переориентироваться с проблем экономического роста на гармоничное развитие человека и сохранение окружающей среды (и это должно стать главенствующей задачей государства! ) Таким образом, она будет характеризоваться: • тенденцией к макроэкономическому регулированию во всех сферах хозяйственной жизни; • усилением роли государства как субъекта макрорегулирования и как гаранта защиты интересов общества; • переходом к эколого-социальной хозяйственной системе; • тенденцией к социализации (как результат воплощения первых трех характеристик). Крамаренко Екатерина, ЕК-382.
|
|
| |
Светлана | Дата: Вторник, 16.03.2010, 20:35 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Статус: Offline
| Страхование как самостоятельная часть финансово-кредитной системы развивается в нашей стране сравнительно недолго и находится в стадии становления. Будучи молодой, быстро растущей отраслью, оно имеет свои проблемы и большие перспективы. В связи с этим особый интерес вызывает то, как сложится взаимодействие между страховым рынком и государством. Современное рыночное хозяйство не может нормально развиваться без рационального государственного регулирования. В то же время границы государственного вмешательства в экономику должны быть строго определены, чтобы государство не мешало действию рыночных механизмов саморегуляции. Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям: Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами; Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса; Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов; Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией; Антимонополистическая деятельность; Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения; Региональное перераспределение ресурсов. ___________________________________________________________ Усик Светлана ЕК-382
|
|
| |
Karina_Peycheva | Дата: Среда, 31.03.2010, 20:54 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Основной психологический закон Кейнса Суть этого закона Дж.М.Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». При возрастании дохода, идущего на потребление, все большая часть расходуется на покупку предметов длительного пользования. Они относительно дороже обычных потребительских товаров; средства на их покупку должны определенное время накапливаться.Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала.Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Всего восемь мотивов, среди которых скупость, предусмотрительность, расчетливость.В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары.
Карина Пейчева, ЕК-382
|
|
| |
Ника | Дата: Суббота, 10.04.2010, 17:49 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
| Экономический кругооборот Предприятия, домашние хозяйства и государство - субъекты экономического кругооборота. Экономический кругооборот - движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в разных сферах экономической деятельности. В кругообороте выделяют финансовый (денежный) сектор и материальный, включающий движение товаров и предоставление услуг. Предприятия производят товары, покупают, сохраняют и продают продукты домашним хозяйствам или бюджетным организациям, повышают производительность производства, используя новые капиталовложения. Государственные учреждения и домашние хозяйства потребляют, используя свои доходы, или экономя их, получают либо предоставляют кредиты. Государство через органы управления заботится об обеспечении общественных потребностей, гарантирует национальную безопасность. Оно выступает как потребитель и создает условия для экспортно-импортной деятельности предприятий, объединяющей национальную экономику с экономикой зарубежных стран. Каждый из экономических субъектов ежедневно принимает участие в множестве процессов экономического взаимодействия, являясь частью сложного экономического механизма. В середине XVIII ст. исследователи-экономисты сравнили экономический цикл с системой кровообращения человека. Естественно, почти каждый взрослый человек, будучи работником предприятия или государственных организаций, выступает как производитель товаров или услуг либо осуществляет управление. С другой стороны, каждый из нас как участник домашнего хозяйства потребляет товары и услуги. В ходе экономического взаимодействия субъект хозяйствования стремится реализовать свои интересы. Домашние хозяйства стараются обеспечить максимальное количество благ в рамках своих доходов. Они распределяют свои потребности и осуществляют затраты на куплю товаров и услуг. Предприятия (фирмы) стремятся максимизировать прибыль, но имеют также другие мотивы деятельности: расширить сферу влияния, увеличить масштабы производства. Государственные учреждения обязаны обеспечивать общенациональные интересы, способствующие росту национального богатства. Все эти задачи важны тем, что от них зависят общественное устройство, положение в стране и страны в мире, рациональное использование природных и других ресурсов, сохранение истории и традиций жизнедеятельности и производства. Однако нельзя считать экономику гигантскими часами, которые отсчитывают расходы ресурсов, а «человека экономического» - этаким калькулятором, который руководствуется только денежными мотивами, определяя соотношение потребностей, удовлетворений и возможностей для их реализации.
|
|
| |
Dasha | Дата: Среда, 05.05.2010, 20:38 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Статус: Offline
| Экономические функции государства Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции. Основные принципы государственного регулирования экономики: - минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; - влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов. Функции государства в области регулирования экономики: - разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; - стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; - регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; - создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений; - перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); - регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ. Бойко Дарья, ЕК-382
|
|
| |
PuzirOK | Дата: Среда, 12.05.2010, 19:13 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Макроэкономическое планирование Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование - определение стратегических направлений развития народного хозяйства. Основными принцами макроэкономического планирования являются: - щ изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния; - информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона); - применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений; - реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета. Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы. Типовые разделы макроэкономического плана: 1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние; 2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты; 3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей; 4) направления социального развития общества, социальная защита населения; 5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение; 6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры; 7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов. В системе макроэкономического планирования важное значение имеет государственный заказ - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции. Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается: 1) договорной ценой; 2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором; 3) льготами по налогу на прибыль; 4) гарантией реализации произведенной продукции. ___________________________________________________________ Герасимова Анна, ЕК-381
Сообщение отредактировал PuzirOK - Среда, 12.05.2010, 19:14 |
|
| |
tane4ka | Дата: Среда, 12.05.2010, 20:23 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
| Налоги и бюджетное регулирование Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90 проц. всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10 проц. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц. дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17 проц. составляли расходы на оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу. В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие: 1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос. 2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития. 3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов: - налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.); - налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.); - налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.); - налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость); - налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.). --------------------------------------------------------------------------------------------------- Кравцова Татьяна ЕК-382
|
|
| |
Одария | Дата: Среда, 12.05.2010, 21:31 | Сообщение # 9 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Хотелось бы добавить, что сегодня невозможно строго придерживаться лишь кейнсианской теории, согласно которой фискальные средства являются главными, а деньги играют второстепенную роль. И наоборот, будет ошибкой, если отдавать предпочтение только монетариський теории, по которой деньги играют решающую роль. Мировая практика свидетельствует, что в процессе государственного регулирования экономики наибольший эффект достигается только при условии рационального сочетания фискальной и денежно-кредитной политики. Есть смысл и в теории экономики предложения, согласно которой цены, занятость и безработица зависит не просто от совокупного спроса, а от его соотношения с совокупной предложением. В условиях стагфляции совокупное предложение должно быть приоритетным объектом государственного регулирования экономики. Поэтому применяя фискальные средства с целью влияния на совокупный спрос, государство не должно оставлять без внимания совокупной предложение. Невозможно игнорировать и теорию рациональных ожиданий, поскольку поведение экономических субъектов зависит не только от реальных изменений в экономической конъюнктуре, но и от того, как они воспринимают эти изменения и могут их предвидеть. ____________________________________________________ Гвоздецкая Дарья, ЕК-382
|
|
| |
Dasha | Дата: Воскресенье, 16.05.2010, 13:17 | Сообщение # 10 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Статус: Offline
| "Правила игры" Формирование правовой основы экономической деятельности можно рассматривать как одну из ключевых функций государства. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает, "как можно и как нельзя" поступать субъектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Юридические нормы имеют значение только тогда, когда они действительны. Поэтому государство должно устанавливать контроль за соблюдением "правил игры" участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства могут быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами. Деятельность государства в сфере хозяйственного законодательства создаёт одну из важных предпосылок для нормальной работы отдельных экономических субъектов и национальной экономики в целом - условие спокойного и уверенного ведения домашними хозяйствами, предприятиями своих дел. Конечно, отдельным субъектам эта система может доставлять неудобства, приносить им экономические потери, но в целом она бесспорно выгодна обществу, являясь преградой стихийности, признаком цивилизованности и сотрудничества. Бойко Дарья, ЕК-382
|
|
| |
InnaDereveyanko | Дата: Понедельник, 17.05.2010, 18:43 | Сообщение # 11 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
| Частные сбережения равны Sp ≡ (Y + TR + R + H - E -Tp - Ti - T) - C , где Y – ВВП, TR – трансферты домохозяйствам, R – выплаты процентов по внутреннему долгу, H – субсидии бизнесу, E – взносы по социальному страхованию, Tp – налог на прибыль, Ti – косвенные налоги, T – прямые налоги, C – потребление. Государственные сбережения определяются как Sg ≡ (Tp + Ti + T + E - TR - R - H) - G , где G – государственные расходы. Сбережения государства, если они являются положительной величиной, составляют бюджетный излишек. Если же они отрицательны, это свидетельствует о наличии бюджетного дефицита (BD): BD = -Sg . Совокупные сбережения S = Sp + Sg = (Y + TR + R+H - E -Tp - Ti - T) - C + + (Tp + Ti + T + E - TR - R - H) - G = Y - C - G , тогда из тождества Y ≡ C + If + G следует, что S ≡ If .
ЕК - 381 Инна Деревянко
|
|
| |
Вишенка | Дата: Среда, 19.05.2010, 17:45 | Сообщение # 12 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Место государства в экономике. Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный и эффективный характер. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство. Без государственного вмешательства невозможно развитие рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.Добавлено (19.05.2010, 17:21) --------------------------------------------- Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности,макроэкономического равновесия,сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.Прежде всего,государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Нельзя преувеличивать возможности современного государства,не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования.Вместе с тем нельзя и абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, и поэтому, одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к нежелательным негативным результатам. В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов — это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой,прежде всего,совокупность государственных предприятий,продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление.Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых.Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата.Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано,с одной стороны,с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Добавлено (19.05.2010, 17:26) --------------------------------------------- Итак, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.Обе стороны - рынок и государство- существенны.По выражению П-Самуэльсона: "управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно,что пытаться аплодировать одной рукой" Но, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство,пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма.В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах,которые способствуют повышению экономической эффективности. Правда,надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости от того, кто отвечает: кейнсианцы (считают, что рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость,и именно поэтому требуется вмешательство государства) или сторонники неоклассических теорий (Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия.) Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы, среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой. Добавлено (19.05.2010, 17:45) --------------------------------------------- Александра Чередниченко,ЕК_382
|
|
| |
Dasha | Дата: Среда, 19.05.2010, 20:18 | Сообщение # 13 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 29
Статус: Offline
| Стабилизационная функция государства. Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе. Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства. Государство призвано обеспечивать защиту национального рынка от внешних воздействий. Современная экономика не может развиваться в условиях полной изоляции, она тесно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Поэтому кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно отражаются на положении отечественных производителей. Государство имеет крайне ограниченные рычаги влияния на социально-экономическую и политическую ситуацию в других странах, поэтому важная роль должна отводиться прогнозированию мировых тенденций и созданию специальных механизмов защиты национальной экономики от неблагоприятных воздействий извне. Масштабы, формы и методы реализации каждой из названных экономических функций в различных государствах неодинаковы. Они определяются особенностями сложившейся ситуации, целями экономической политики, историческими и национальными традициями и рядом других факторов. В целом можно выделить два различных подхода к определению места и роли государства в экономической системе: 1. общество индивидуализма, основано на приоритете либеральных ценностей, ограничивает вмешательство государства в экономику выполнением минимально необходимых функций, связанных с созданием правовой базы, защитой прав собственности, обеспечением исполнения договоров, созданием равных условий для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной конкуренции. Государство здесь отделено от бизнеса, оно не вмешивается в рыночный механизм и решает ограниченный круг задач по созданию стабильной основы для его функционирования. Активное регулирование может применяться только в некоторых случаях, когда это требуется для обеспечения национальной безопасности (например, в чрезвычайных ситуациях); 2. общество коллективизма (коммунитарное общество) предполагает активную роль государства в регулировании общественной жизни. Государство обладает широким кругом полномочий. Помимо правовой функции, оно осуществляет масштабное распределение и перераспределение ресурсов с помощью бюджетной системы. Большую роль в экономике играет государственный сектор. Как свидетельствует мировой опыт, наибольший удельный вес предприятий государственной собственности характерен для таких отраслей, как железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика. Важное место отводится планированию и целеполаганию на государственном уровне. Средне- и долгосрочные планы социально-экономического развития подкрепляются необходимыми государственными ресурсами и служат ориентиром для общества в целом, в том числе и частного бизнеса. Государство стремится к более сильной централизации, а политическая система характеризуется наличием сильных политических партий. На практике указанные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно имеет место сочетание принципов индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них, либо другого. Бойко Дарья, ЕК 382
|
|
| |
braVa | Дата: Четверг, 20.05.2010, 00:40 | Сообщение # 14 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| [font=Arial]Государство в системе макроэкономического регулирования Макроэкономика | 1. Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики. В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий. Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето. Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств. Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов опирается на закон Сея. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что процесс производства является лишь другим выражением процесса их потребления. Поэтому товарная предложение порождает адекватный себе спрос. Такой закон действует на различных уровнях экономики. Закон Сея опирается на предпосылку, что весь доход, полученный производителями товаров, полностью используется на закупку других товаров. В действительности это не так, поскольку определенная часть дохода может быть направлена не на затраты, а на сбережения, что порождает несоответствие между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. В этом случае совокупные издержки будут недостаточными для закупки всей массы производимых товаров, в результате чего сократится совокупный спрос, фактический ВВП отниму вниз от потенциального ВВП, что свидетельствует о возникновении в экономике неполной занятости. Приверженцы классической теории признают дестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование. И доля доходов, которая направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде инвестиций. Инвестиционные затраты предпринимателей компенсируют те изъятия из потока "доходы-расходы", которые происходят в форме сбережений. Итак, если предприниматели будут инвестировать в экономику столько же, сколько домохозяйства намерены экономить, то закон Сея будет действовать и соответствие между доходами и расходами не будет нарушена. Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, что может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата. В соответствии с классической теорией способность экономики к ценового саморегулирования обеспечивается конкуренцией между продавцами, которая порождает высокую эластичность цен по отношению к спросу. Поскольку падение спроса на продукцию становится общим, производители под влиянием конкуренции вынуждены снижать цены, чтобы избежать затоваривания. Следовательно, появление избыточных сбережений вызывает снижение цен, которые увеличивают реальную величину совокупных расходов и восстанавливают совокупный спрос на уровне полной занятости. Поэтому сбережения вызывают снижение цен, а не уменьшение объемов производства и занятости Высочина Диана,ЕК-381
|
|
| |
KateKramarenko | Дата: Суббота, 22.05.2010, 20:04 | Сообщение # 15 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
| Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства при установлении макроэкономического равновесия. По мнению кейнсианцев рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости. Инструментами экономического анализа макроэкономического равновесия кейнсианской школы являются модель совокупных расходов, модель совокупного спроса - совокупного предложения, модель IS - LM. Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность развития экономической системы. “Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу. Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Бюджетно-налоговая политика предполагает манипулирование государственными расходами и налогами, а денежно-кредитная политика регулирует предложение денег. Эти меры оказывают влияние на изменение уровней совокупных расходов и равновесного выпуска. В кейнсианской теории особо подчеркивается приоритетность бюджетно-налоговой политики в установлении макроэкономического равновесия. Второстепенная и вспомогательная роль денежно-кредитной политики связана с ее опосредованным и неопределенным влиянием на равновесный уровень производства. Проведение экономической политики затрудняется многими факторами, но тем не менее правильное применение ее инструментов позволяет избежать многих негативных явлений связанных с цикличностью экономики и направить экономическое развитие по нужному пути.
Крамаренко Екатерина ЕК-382
|
|
| |
|