Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
МихаилДата: Пятница, 29.10.2010, 13:28 | Сообщение # 31
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 2
Статус: Offline
Говоря о государственном регулировании, мы не можем не вспомнить родоначальника данной политики великого экономиста Кейнса, человека в чью честь назвали Экономическую политику, основы которой, являются актуальными и по сей день. Так что же такое "кейнсианство".Кейнсианство - система реформистских взглядов, занимавшая господствующие позиции в западной экономической мысли в 30-60-х гг. XX в. Кейнсианская модель экономического развития служила основой экономической политики индустриально развитых стран, начиная с середины 30-х гг. Она сыграла важную роль в трансформации капиталистической экономической системы, в формировании в этих странах современной смешанной экономики, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка.

Английский экономист Дж. М. Кейнс (1886-1943) в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» ратовал за новый подход к капитализму. Он утверждал, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить полное использование ресурсов общества. Для нормального функционирования экономики необходимо вмешательство государства, проведение активной бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Поэтому говорят о кейнсианской революции в экономической науке.

В основе кейнсианской макроэкономической теории лежит идея государственного регулирования совокупного спроса. Путем стимулирования государственных и частных инвестиций, расширения системы государственных заказов, увеличения расходов на социальные нужды предполагалось воздействовать на динамику реального производства. Кейнс показал, что именно инвестиции, а не сбережения, способствуют росту производства, который вызывает последующий рост доходов и новых сбережений. Это называется эффектом мультипликатора. Одним из средств расширения платежеспособного спроса и поддержания занятости Кейнс в отличие от своих предшественников считал политику повышения номинальной заработной платы. Основой кейнсианской модели экономического развития служила система государственных финансов: увеличение государственных расходов, прогрессивный рост налогообложения, бюджетные дефициты.[size=12][color=blue]


ЕК-191

Сообщение отредактировал Михаил - Пятница, 29.10.2010, 13:28
 
Inn@Дата: Суббота, 30.10.2010, 23:49 | Сообщение # 32
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 0
Статус: Offline
Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям:

* Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами;
* Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса;
* Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов;
* Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией;
* Антимонополистическая деятельность;
* Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения;
* Региональное перераспределение ресурсов.

Рыночная экономика подвержена циклическим колебаниям, в ней периодически возникают экономические кризисы, и государство, решая вышеназванные проблемы, старается достигнуть главной цели: не подавляя, а используя рыночные механизмы избежать негативных последствий такой цикличности, сгладить экономические кризисы и обеспечить устойчивый экономический рост. Осуществить это государство может путем разумной корректировки воспроизводственных пропорций в соответствии с общественными потребностями. Наряду с обеспечением нормального хода воспроизводственного процесса государство должно также гарантировать населению определенный уровень благосостояния и социальную защиту. Эти цели решает система государственного регулирования социально-экономических процессов.

Те же цели решает в рыночной экономике и страхование: оно нормализует пропорции общественного воспроизводства и позволяет поддержать достигнутый уровень благосостояния граждан. Кроме того, по своей способности влиять на развитие экономики страхование не уступает другим элементам финансово-кредитной системы. Таким образом, страхование занимает достаточно специфическое место в экономике и тесно связано с системой государственного регулирования.

Участие страхования в системе государственного регулирования социально-экономических процессов имеет двойственный характер. Специфика страхования заключается в том, что оно одновременно является и объектом, и субъектом государственного регулирования. Это означает, что, с одной стороны, страхование регулируется государством, функционирует в рамках как общих, так и специфических, относящихся только к страховой индустрии правил. С другой стороны, страхование является элементом государственного регулирования социально-экономических процессов и обеспечения устойчивости производства и потребления.
Бульба Инна ЕК-292

 
ангелокДата: Понедельник, 01.11.2010, 18:37 | Сообщение # 33
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Репутация: 0
Статус: Offline
Ныне Украина переживает глубокий трансформационный кризис. Но как и всякий кризис, он является формой развития: происходит смена системы отношений командной экономики рыночными отношениями. Украинская экономика находится в состоянии преобразований, является экономикой переходного типа, которой присущи отмирающие и нарождающиеся формы, но и те, и другие реализуются как в микро-, так и в макроэкономических процессах.

Прежде всего, происходят преобразования отношений собственности с опорой на правовые нормы. Вместо монополизма государственной собственности приходит плюрализм целого ряда типов и форм собственности, вместо единого государственного формируются несколько секторов экономики, вместо одного государственного типа производственных предприятий возникают предприятия различных типов хозяйствования, вместо худосочного ручейка международного товарообмена, который перекрывался бюрократической плотиной госмонополии внешней торговли, набирает силу полноводный поток внешнеэкономических контактов со странами ближнего й дальнего зарубежья. Постепенно утверждается предпринимательство, развертывается рынок, работает госсектор, права гражданства приобретают домохозяйства, активизируются внешнеэкономические связи, то есть формируется традиционная макроэкономика.

Вслед за преобразованием отношений собственности начался процесс изменения социальной структуры общества, что в порядке обратной связи стимулирует экономические преобразования. Если в условиях административного социализма производители были де-факто отторгнуты и отстранены от государственной сооственности, а ее распорядителем выступала бюрократия («государство — это частная собственность бюрократии»), то в условиях преобразований уже очевидны социальные новации.

Во-первых, возникает самый многочисленный поток собственников рабочей силы (наемные работники), формируется предпринимательский слой (собственники средств производства и обращения), организуется средний класс (мелкие собственники недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной собственности), то есть идет процесс образования новой социально-экономической структуры.

Во-вторых, по мере ограничения экономической сферы господства государства будет сокращаться и ослабевать экономическая сила бюрократии, что положительно скажется на развертывании экономической свободы труда и предпринимательства.

И, в-третьих, начинается процесс формирования новых социально-экономических основ оздоровления семьи, содержания престарелых, воспитания детей и молодежи. Следовательно, социальные преобразования идут в направлении формирования социальной структуры общества рыночной экономики.

И, наконец, наблюдается преобразование хозяйственного механизма. Вместо сверхцентрализованного, командного и бюрократического планирования, подрывавшего пропорциональное развитие народного хозяйства в интересах общества, начинает складываться система конкурентных отношений. Однако становление и развитие хозяйственного механизма конкуренции протекает под определяющим влиянием государственного регулирования экономических преобразований.

Безлатная Анна ЕК-191

 
annochkaДата: Вторник, 02.11.2010, 12:37 | Сообщение # 34
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 32
Репутация: 0
Статус: Offline
Представления сторонников классической теории о способности рынка к автоматическому регулированию экономики и необходимость отъеме государства от этого регулирования не выдерживает испытания на практике. Исторический опыт мировой экономики показывает, что государство не с чьих-то субъективных соображений, а по объективной необходимости вынуждена вмешиваться в экономические процессы. Убежденность в этом особенно выросла под влиянием мирового экономического кризиса 30-х годов (так называемой Великой депрессии), что обусловило изменение взглядов и механизм функционирования экономики и роль государства в этом механизме. Решающую роль в пересмотре классических представлений об экономическом механизм сыграл известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс.

Степаненко Анна ЕК-191

 
ангелокДата: Четверг, 04.11.2010, 19:37 | Сообщение # 35
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Репутация: 0
Статус: Offline
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
В отличие от частного регулирования, напр. регулирования деятельности естественных монополий, М. р. обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный “свободный рынок”) есть сочетание регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование, М. р. предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).

Безлатная Анна ЕК-191

 
LenaДата: Понедельник, 08.11.2010, 12:46 | Сообщение # 36
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Репутация: 0
Статус: Offline
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.

В отличие от частного регулирования, напр. регулирования деятельности естественных монополий, М. р. обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный “свободный рынок”) есть сочетание регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.

Кубан Лена ЕК-191

 
pashkovaДата: Среда, 10.11.2010, 15:29 | Сообщение # 37
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Макроэкономическое государственное регулирование имеет свои собственные механизмы воздействия. Они, как правило, составляют систему взаимосвязанных мер и инструментов проведения определенного направления макроэкономической политики. Основными механизмами воздействия на экономику являются: прогнозирование и программирование, бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, инвестиционный, ценообразующий механизмы. Вся совокупность их составляет общий механизм государственного макроэкономического регулирования.
Важнейшими условиями успешного использования такого механизма можно назвать:
1. опору на новые знания и опыт;
2. освобождение от предвзятости в оценках;
3. признание многовероятностных возможностей;
4. избирательность методов и инструментов (в соответствии с задачей и условиями);
5. комплексность подхода.
Любой из названных выше механизмов, представляя собой, совокупность рычагов (или инструментов) воздействия, "работает" слаженно и результативно тогда, когда инструменты правильно подобраны и используются в соответствии с их предназначением, а также той задачей, которую предстоит решить.
Возьмем для примера механизм прогнозирования и программирования, основными инструментами которого являются: стратегические прогнозы, комплексные программы, индикативные нормативы, планы [18, c.45].
В последнее десятилетие XX в. господствующим стало положение, будто государственное регулирование должно исключать всякое использование механизма планирования. В этом подходе прослеживается гипертрофированная реакция на избыточное применение этого механизма при командно-административном методе управления. Любой метод и инструмент (даже самый хороший) можно использовать плохо.
В действительности же этот механизм служит для взаимоувязки цели, имеющихся ресурсов и направления их использования для получения необходимого результата. Ясно, что с ростом масштабов экономики, ее усложнением усиливается объективная необходимость в обеспечении такой взаимоувязки с учетом долговременных тенденций, а также факторов, которые отклоняют экономику от устойчивого состояния.
Кстати говоря, идея программирования и планирования, поддержанная такими известными учеными развитых стран, как Дж. Гелбрейт, К. Ландауэр и др., достаточно широко применяется в Японии, Канаде, Франции, Голландии и ряде других государств. Стратегическое и индикативное планирование все больше становится важным механизмом государственного макрорегулирования и даже особым разделом экономической науки.

Пашкова Катя ЕК-191

 
ЕК291Дата: Среда, 10.11.2010, 15:50 | Сообщение # 38
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
1. Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики.

В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.

Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.

Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.

В соответствии с классической теорией механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов. Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. Если даже совокупные расходы при любых обстоятельствах уменьшатся по сравнению с потенциальной величиной, то достаточно быстро такие рычаги рыночного регулирования как цена и зарплата заставят экономических субъектов увеличить совокупные выиграть до потенциальной величины.

Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов опирается на закон Сея. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что процесс производства является лишь другим выражением процесса их потребления. Поэтому товарная предложение порождает адекватный себе спрос. Такой закон действует на различных уровнях экономики.

Закон Сея опирается на предпосылку, что весь доход, полученный производителями товаров, полностью используется на закупку других товаров. В действительности это не так, поскольку определенная часть дохода может быть направлена не на затраты, а на сбережения, что порождает несоответствие между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. В этом случае совокупные издержки будут недостаточными для закупки всей массы производимых товаров, в результате чего сократится совокупный спрос, фактический ВВП отниму вниз от потенциального ВВП, что свидетельствует о возникновении в экономике неполной занятости.

Добавлено (10.11.2010, 15:50)
---------------------------------------------
Приверженцы классической теории признают дестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование. И доля доходов, которая направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде инвестиций. Инвестиционные затраты предпринимателей компенсируют те изъятия из потока "доходы-расходы", которые происходят в форме сбережений. Итак, если предприниматели будут инвестировать в экономику столько же, сколько домохозяйства намерены экономить, то закон Сея будет действовать и соответствие между доходами и расходами не будет нарушена.

Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, что может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата.

Регулирующий потенциал цен и зарплаты составляет суть третьего элемента классической теории о рыночное саморегулирование. Его суть заключается в том, что объем совокупной продукции, которую могут реализовать ее производители, зависит не только от величины совокупных расходов, но и от уровня товарных цен. Это означает, что даже тогда, когда процентная ставка по любой причине неспособна привести в соответствие сбережения домохозяйств и инвестиции предприятий, падение совокупных расходов будет компенсировано пропорциональным снижением цен. Итак, если домохозяйства временно сэкономили больше, чем предприниматели намерены инвестировать, то вызванное этим снижение совокупных расходов не приведет к продолжительному сокращению реальных объемов производства, поскольку цены снизились пропорционально уменьшению этих расходов.

В соответствии с классической теорией способность экономики к ценового саморегулирования обеспечивается конкуренцией между продавцами, которая порождает высокую эластичность цен по отношению к спросу. Поскольку падение спроса на продукцию становится общим, производители под влиянием конкуренции вынуждены снижать цены, чтобы избежать затоваривания. Следовательно, появление избыточных сбережений вызывает снижение цен, которые увеличивают реальную величину совокупных расходов и восстанавливают совокупный спрос на уровне полной занятости. Поэтому сбережения вызывают снижение цен, а не уменьшение объемов производства и занятости

МИЗИНА ОЛЬГА ЕК 291

 
ВитюхаДата: Четверг, 11.11.2010, 19:36 | Сообщение # 39
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
"Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина имеет огромное значение в познании экономических процессов и явлений, особенно в современной Украины, где новое поколение экономистов нуждается в серьезной теоретической базе, которая позволила бы осмысливать происходящие перемены, видеть тенденции экономического развития и управлять ими. В последние 20-30 лет наиболее развитые страны вступили в эпоху постиндустриализма. На этом фоне происходит невиданное по масштабам и скорости движение к рыночным отношениям ряда стран, включая Украину, с ранее господствовавшей системой плановой централизованной экономики. В таком глобальном процессе, как развитие рыночной экономики, именно макроэкономическая теория формирует основы экономического мышления".

Добавлено (11.11.2010, 19:36)
---------------------------------------------
Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, что может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата. Закон Сея опирается на предпосылку, что весь доход, полученный производителями товаров, полностью используется на закупку других товаров. В действительности это не так, поскольку определенная часть дохода может быть направлена не на затраты, а на сбережения, что порождает несоответствие между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. В этом случае совокупные издержки будут недостаточными для закупки всей массы роизводимых товаров, в результате чего сократится совокупный спрос, фактический ВВП отниму вниз от потенциального ВВП, что свидетельствует о возникновении в экономике неполной занятости. Приверженцы классической теории признают нестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование. И доля доходов, которая направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде инвестиций. Инвестиционные затраты предпринимателей компенсируют те изъятия из потока "доходы-расходы", которые происходят в форме сбережений. Итак, если предприниматели будут инвестировать в экономику столько же, сколько домохозяйства намерены экономить, то закон Сея будет действовать и соответствие между доходами и расходами не будет нарушена.

 
OksanaДата: Понедельник, 15.11.2010, 20:09 | Сообщение # 40
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
Экономические функции государства

Экономические функции государства в системе рыночного хозяйства настолько разнообразны, что невозможно составить исчерпывающий их перечень. Основные из них: прямой контроль, общественное потребление, государственное производство, социальное обеспечение.

Прямой контроль и регулирование экономики. При господстве частного хозяйствования воздействие государства на экономику не может осуществляться в виде управления деятельностью предприятий, фирм, банков. Большую часть их деятельности регулируют рыночные цены. Воздействие правительства на экономику может быть либо корректирующим действия отдельных экономических структур (микровоздействие), то есть побудительным или ориентирующим, либо распространенным на экономику в целом (макровоздействие). В отдельные моменты государственное воздействие может быть весьма жестким, даже директивным, например, в условиях военной обстановки.

Общественное потребление. Имеется в виду, что национальный продукт все больше потребляется не индивидуально, путем частной покупки и услуг на деньги, а обществом в целом.
Товары индивидуального потребления (ТИП) делимы, что означает возможность их продажи в определенном количестве и виде каждому отдельному покупателю. Они подвержены действию принципа исключения: те, кто желают и в состоянии платить равновесную цену, приобретают товар; те, кто не в состоянии или не желают оплатить эту цену, исключаются из числа покупателей и не получают выгоды от обладания данным товаром.
В то же время в обществе есть потребности в таких благах, которые участники рыночной системы не желают и не могут производить. Они становятся противоположностью ТИПов:
неделимы, состоят из крупных единиц;
не могут быть проданы индивидуально;
на них не распространяется принцип исключения.
Это означает, что не существует эффективного способа отстранения отдельного потребителя от пользования выгодами общественных благ.

Государственное производстве и государственный сектор экономики. Для современной экономики характерно наличие масштабного государственного производственного сектора. Его формирование и воспроизводство достигается, во-первых, посредством строительства предприятий и иных экономических объектов за счет государственных средств. Во-вторых, в результате национализации существующих предприятий, а в ряде случаев -- целых отраслей народного хозяйства и приобретения акций частных предприятий. В итоге доля государственной собственности в акционерном капитале большинства современных развитых стран составляет 20--40 % и более. Государственная собственность распространяется на ключевые факторы производства. Так, в США государству принадлежит 40 % земли. На основе государственного сектора решаются важнейшие задачи: создание и развитие новейших отраслей, стратегическая и структурная перестройка экономики, производство продукции общественного назначения и т.д.

Социальное обеспечение. Доходы населения в рыночной экономике различны, дифференцированы. Правительство должно брать на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Для этого используются экономические и политические меры и программы.

Хоптенко Оксана ЕК-292

 
TwilightДата: Воскресенье, 28.11.2010, 23:14 | Сообщение # 41
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 5
Статус: Offline
Основные принципы государственного регулирования экономики:
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;
- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;
- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование - определение стратегических направлений развития народного хозяйства.
Основными принцами макроэкономического планирования являются:
- изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния;
- информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона);
- применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений;
- реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета.
Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы.

Типовые разделы макроэкономического плана:
1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние;
2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты;
3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей;
4) направления социального развития общества, социальная защита населения;
5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение;
6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры;
7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов.

В системе макроэкономического планирования важное значение имеет государственный заказ - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции.

Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается:
1) договорной ценой;
2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором;
3) льготами по налогу на прибыль;
4) гарантией реализации произведенной продукции.


Тимофеев Антон ЕК-292

Сообщение отредактировал Twilight - Воскресенье, 28.11.2010, 23:15
 
OksanaДата: Вторник, 07.12.2010, 23:30 | Сообщение # 42
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
Экономические функции государства

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Основные принципы государственного регулирования экономики:
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;
- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;
- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

Хоптенко Оксана ЕК-292

 
Inn@Дата: Понедельник, 27.12.2010, 14:14 | Сообщение # 43
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Репутация: 0
Статус: Offline
Кредитно-денежные (монетарные) рычаги являются одними из основных инструментов экономической политики государства.
Сущность государственного регулирования экономики посредством денежно-кредитных инструментов состоит во влиянии на денежное предложение и цену кредита.
Денежно-кредитная политика -- это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического возрастания, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости население и выравнивание платежного баланса.
Осуществление государством продуманной денежно-кредитной политики предусматривает разграничение ее стратегических и тактических целей. Стратегическая цель денежно-кредитной политики может быть подчиненной общим стратегическим целям социально-экономической политики государства: стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Тактической целью монетарной политики является обеспечение внутренней стабильности денег, то есть оптимального равновесия между спросом и предложением денег. Определяя тактические и оперативные задачи денежно-кредитной политики нужно учитывать необходимость ее дифференциации в зависимости от конкретной макроэкономической ситуации.
Тактика монетарной политики должна быть гибкой, то есть изменяться соответственно ситуации на рынке. Реакцией государства на экономическую конъюнктуру альтернативна: политика «дорогих денег» -- политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег» осуществляется уменьшением денежного предложения при условии инфляционного роста экономики, если нужно сдерживать совокупный спрос. Политика «дешевых денег» осуществляется увеличением денежного предложения при условиях неполной занятости, если необходимо стимулировать производство.
Государственная экономическая политика, сориентированная преимущественно на использование денежно-кредитных средств, называется монетарной.
Бульба Инна ЕК-292
 
АлинкаДата: Понедельник, 27.12.2010, 18:21 | Сообщение # 44
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Концепции государственного регулирования рыночной экономики

Представители разных теоретических направлений имеют свои взгляды на роль, задачи и функции государства в рыночной экономике, на использование различных инструментов ее регулирования.
Классическая школа, исходя из теории «естественного порядка», выдвигает идею «невидимой руки» (А. Смит), которая управляет сложной хозяйственной деятельностью людей. Экономическая жизнь, по классической концепции, подчинена объективным законам, действующим независимо от воли и сознания ее участников. Равновесие — «естественная гармония» — устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства.
Экономический либерализм ограничивает функции правительства зашитой прав собственности, обеспечением обороны и выполнением общественных услуг. Кроме того, классическая школа подчеркивает необходимость такой институциональной структуры, которая гарантировала бы наилучшую работу рыночных сил, так как личные интересы могут в равной мере и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества. Рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включен в соответствующие правовые и институциональные рамки.
Сохраняя преданность классикам в признании рыночной экономики и свободного общества синонимами (Ф. Хайек) и большей эффективности рыночного хозяйства над централизованным (В. Ойкен), неоклассики подчеркивают, что экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства.
Последнее должно распространяться на ограничение монополий, поддержку свободной конкуренции, защиту частной собственности и сглаживание резкой дифференциации доходов.
Кейнсианство отрицает наличие у рыночной экономики способности к саморегулированию и выступает за активную роль государства. Меры государства, согласно Дж. М. Кейнсу, должны быть направлены на стимулирование спроса, поощрение инвестиций. Для этого необходимо использовать кредитно-денежные меры воздействия на экономику и бюджетное регулирование. Государственные расходы вызовут производственные инвестиции и усиление деловой активности в частном секторе.
Современное государственное регулирование экономики во многом базируется на теории Дж. М. Кейнса. Активно используются кредитно-денежные рычаги, в том числе снижение процента в периоды кризисов, бюджетное «дефицитное» финансирование частного капитала.
Современные кейнсианцы — посткейнсианцы дополнили и развили основные положения теории применительно к новым явлениям экономики. В государственном регулировании рыночной экономики обосновываются антикризисная политика и политика экономического роста. Важное место занимает необходимость разработки долгосрочной стратегии регулирования на базе планирования экономики. Неокейнсианцы выходят за пределы воздействия только на эффективный спрос, предлагая более активное воздействие государства на обмен, структуру и. темпы роста производства.
Монетаризм — основан на идеях либерализма, исходит из существования внутренней связи между свободой предпринимательства и свободой общества. Для умножения свободы, по мнению лидера монетаризма М. Фридмана, необходимо уменьшить роль государства: не допускать его к созданию богатства, регулированию объема производства, занятости и цен. Единственная роль, которую отводят государству, — регулирование количества денег в обращении, которое является определяющим фактором формулирования хозяйственной конъюнктуры. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над эмиссией, количеством денег в обращении и в запасах, достижению сбалансированности госбюджета и контролю над банковским процентом.
Одно из ведущих направлений современной экономической теории — институционализм — считает, что характер и направление экономического развития определяет уже не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Институционалисты пришли к выводу, что классическая свободная конкуренция преобразовалась в «коллективистский» капитализм. Новой рыночной структурой стал новый институт — корпорация. Вместе с рынком и корпорацией ключевым экономическим институтом новой системы становится государство. Необходимыми элементами общественного развития они считают индикативное планирование, социальные программы и другие формы государственного воздействия на экономику. Движущей силой экономического прогресса институционализм видит внедрение достижений науки с активной поддержкой государства в их развитии и практическом применении.
Какими бы ни были различия взглядов ведущих экономических школ на роль государства, практика свидетельствует о том, что она достаточно высока в развитых странах и проявляется в основных формах экономической деятельности правительства

Сокарева Алина ЕК-191

 
LidaДата: Воскресенье, 02.01.2011, 14:47 | Сообщение # 45
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласно теории рациональных ожиданий кривая совокупной предложения имеет вид вертикальной линии, которая берет свое начало в точке потенциального ВВП. Если предположить, что государство планирует в следующем году применить политику стимулирования совокупного спроса, то первым ее результатом будет рост цен. Опираясь на эту информацию, рабочие будут ожидать роста цен и последующее снижение реальной заработной платы. Поэтому они заранее включат эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. В этих условиях пропорционально росту цен увеличатся средние расходы; у предпринимателей не произойдет рост прибылей и они не согласятся увеличивать производство, то есть не произойдет даже временного увеличения совокупной предложения относительно потенциального уровня. Это означает, что рациональные ожидания экономических субъектов исключают возможность возникновения краткосрочной совокупной предложения, а существует лишь совокупное предложение на уровне потенциального ВВП. Отсюда вывод: стимулирующее политика государства вызывает только ускорение инфляции и совершенно не влияет на уровень производства и безработицы. Поэтому она является нецелесообразной и, по мнению оппонентов теории рациональных ожиданий, имеет два наиболее уязвимых элементов:
Первый - способность экономических субъектов достаточно правильно предсказывать будущие изменения в экономике и экономической политике государства противоречит действительности. Практика свидетельствует, что в области экономического прогнозирования допускают значительные ошибки даже руководящие деятели и специалисты.
Второй - в реальной действительности подавляющее большинство рынков не являются чисто конкурентными. Предпринимательские монополии и профсоюзы в значительной степени сдерживают снижение цен и номинальной заработной платы. Поэтому рынки не обладают способностью мгновенно приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и через цены и зарплату быстро восстанавливать объем производства на потенциальному уровне, особенно в условиях стагфляции.

Захарова Лида ЕК-292

Сообщение отредактировал Lida - Воскресенье, 02.01.2011, 14:50
 
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz