Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования - Страница 12 - Форум
Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 12 из 13«1210111213»
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
NastushkaДата: Четверг, 26.12.2013, 16:19 | Сообщение # 166
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Взвешиваем "за" и "против": рынок и вмешательство государства

При анализе способов, с помощью которых современная экономика и общество выбирают комбинации товаров и услуг, которые нужно произвести, нужно понять, что существующие экономические законы и системы — это результат противоречивых стремлений, предоставить рынкам возможность самостоятельно направлять ресурсы на производство товаров или использовать государственную власть для вмешательства в деятельность рынков.

Производство и распределение некоторых товаров и услуг связано с негативными последствиями для общества. Эти негативные последствия создают прекрасную возможность для результативного вмешательства правительства в экономику, поскольку рынки именно этих товаров и услуг, если их оставить в покое, будут непомерно разрастаться.

Некоторые люди начинают потреблять очень большое количество товаров и услуг, тогда как другие довольствуются малым. Такая неравномерность в распределении способствует вмешательству правительства в экономику; в данном случае власти используют свое влияние для того, чтобы выровнять разные уровни жизни.

В современных экономических системах используются как возможности свободных рынков, так и государственное вмешательство. Что именно производить, в каком объеме производить и кто получит заказ на производство — все это решается в результате заключения добровольных сделок между индивидуумами и бизнес-структурами. Но иногда государство использует свою принудительную власть для достижения результатов, которые не наблюдались бы, если бы индивидуумы и бизнес-структуры действовали по собственному плану.

Когда государственное вмешательство необходимо

Многие государства стараются решить проблемы, каторые создают рынки или которые рынки не могут решить сами. Вмешательство властей в экономику обычно происходит в одной из трех форм:

-Штрафы или наложение запрета на производство или потребление товаров и услуг, считающихся опасными или безнравственными. Например, власти могут наложить запрет на потребление наркотиков или повысить налоги на такие продукты, как алкогольные напитки и табак, употребление которых может привести к плохим последствиям. Тем не менее, все запреты зачастую работают лишь частично, поскольку у рынка все еще остается большой стимул для обеспечения такими товарами и услугами.

-Субсидии на увеличение выпуска товаров и услуг, полезных для общества.

Например, большинство правительств предоставляет субсидии на образование детей и медицинское обслуживание. Они делают это потому, что опасаются, что отсутствие денежных дотаций приведет к недостаточному образованию и медицинскому обслуживанию.

-Налоги на доходы и имущество, чтобы сократить неравенство в доходах и достатке. Эти налоги расходуются на создание таких благ, как хорошие парки, чистый воздух, предметы искусства, а также разнообразные товары и услуги для бедных. Правительство взимает налоги с частных лиц и организаций для того, чтобы собрать деньги на создание подобных реалий.

В зависимости от ситуации, комбинация производимых товаров, полученная при помощи государственного вмешательства, может быть лучше или хуже, чем рыночная комбинация производимых товаров, в отношении эффективности производства, эффективности распределения или общей эффективности. Какая комбинация будет лучшей на самом деле, зависит от ситуации.

Когда вмешательства властей не требуется

Вмешательство властей — мощный рычаг воздействия на экономическую деятельность, но он не обязательно улучшает функционирование экономики. На самом деле есть как минимум три причины для беспокойства по поводу того, что вмешательство государства в экономику усугубит положение вещей.

Правительственные программы часто являются результатом лоббирования определенных интересов, направленных на помощь маленьким группам людей, а не на максимальное удовлетворение потребностей основного населения. Лоббирование отдельных интересов забирает ресурсы у других пользователей, которые часто действуют на благо большого количества людей, для того чтобы предоставить выгоды лишь нескольким отдельным людям.

Даже действуя на благо общества, государственные программы часто предоставляют некачественные услуги, поскольку у них нет конкурентов, а поэтому отсутствуют стимулы совершенствования производства товаров и услуг, предоставляемых государством.

Хотя рынки иногда проявляют несостоятельность, вмешательство правительства нельзя считать панацеей. Рынки очень хорошо справляются с задачей поставки большинства вещей, которые люди хотят и могут приобрести по самой низкой из возможных цен. Следовательно, вмешательство правительства должно быть хорошо продуманным, чтобы дела в экономике улучшались, а не ухудшались.

Заикина Анастасия, ЕК-821
 
Лиса-чанДата: Четверг, 26.12.2013, 17:07 | Сообщение # 167
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Следует прежде всего четко разграничить экономическую роль государства в условиях свободной конкуренции или свободного рынка и экономическую роль государства в условиях регулируемой рыночной экономики.
Так как свободный рынок характеризуется такими признаками, как:
1.   неограниченное число участков конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же вывод из него;
2.   абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;
3.   наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации о предложении и спросе, ценах, нормах и т. п.
4.   Абсолютная одноименность однородных продуктов, в частности отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качеств товара;
5.   ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
То теоретически ясно, что в системе свободного  рынка не остаётся места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство. Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.
Возможности свободного рынка не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем совершенного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются, по крайней мере три следующие проблемы, которые не подвластны рыночному механизму:

1.   государственное регулирование внешних эффектов.
2.   государственное регулирование потребления общественных товаров.
3.   обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

Рынок сам по себе не способен решить эту проблему. В итоге мы получаем предоставление о хозяйственном механизме свободного предпринимательства. Выделяют два ведущих звена – свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Если без участия государства не обходиться даже экономика свободной конкуренции, то тем более оно необходимо в современном рыночном хозяйстве.

Государство также участвует в распределении товаров, так как рыночное распределение не обеспечивает благосостояния всех членов общества, не гарантирует некоторый стандарт благосостояния, достойное существование. Здесь государство активно включилось  в перераспределение доходов, чем ослабило острые социальные конфликты.
Рынок не гарантирует соблюдения права на труд, в рыночной экономике неизбежна безработица. Поэтому государство регулирует рынок рабочей силы с целью поддержки полной занятости, сокращения безработицы.
Вмешательство государства необходимо и в области науки  и технологий, глубоких структурных преобразований производства. Именно оно стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.
Для решения региональных проблем также требуется вмешательство государства, нужна региональная политика. Регулирование на национальном и межгосударственном уровнях является обязательным условием эффективного развития мировой экономики.
Любая экономика(как рыночная, так и нерыночная) подвержена инфляции монополизму.
Поэтому рыночное хозяйство нуждается в проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике.

Таковы основные направления объективно необходимого государственного регулирования рыночной экономики.

Cамойлова Виктория, ЕК-821


Сообщение отредактировал Лиса-чан - Четверг, 26.12.2013, 17:08
 
Anna95Дата: Суббота, 28.12.2013, 17:37 | Сообщение # 168
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Функции государства в рыночной экономике

В современной рыночной экономике, которая по существу является смешанной экономикой, основным регулятором хозяйственных пропорций выступает рынок. Государственное регулирование играет лишь вспомогательную роль. Оно строится по принципу «необходимости» только в тех сферах, где рыночные регуляторы по разным причинам являются неэффективными и поэтому возникает потребность в государственном вмешательстве.

Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах с рыночным хозяйством неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США.

Роль государства в экономике проявляется через его функции, множество которых обычно сводят к пяти основным функциям. При этом, первые две из них направлены на создание условий эффективного функционирования рынка, последующие три – связаны с дополнением и корректировкой действия рыночных регуляторов, т.е. направлены на устранение недостатков чисто рыночного хозяйства.

1.Государство формирует правовую базу и социальную среду позволяющие рыночной экономике работать эффективно.

2.Государство обеспечивает защиту конкуренции посредством проведения соответствующей антимонопольной политики.

3.Государство перераспределяет доходы с тем, чтобы уменьшить неравенство в доходах различных слоёв населения.

4.Правительство перераспределяет ресурсы в национальной экономике с тем, чтобы учесть выгоды и издержки от внешних эффектов, а также обеспечить производство общественных благ.

5.Государство обеспечивает стабильность общего уровня цен и поддерживает в экономике полную занятость.

Кроме того, государство в значительной степени координирует и финансирует капиталовложения, создаёт государственный сектор экономики и обеспечивает условия для экономического роста.

Внешние эффекты (выгоды или издержки перелива, экстерналии, эффекты соседства) – это эффекты, возникающие в случаях, когда существует взаимозависимость функции полезности одного субъекта с функцией полезности или производственной функцией другого субъекта.

Некоторые экономисты добавляют к этому определению ещё один пункт в соответствии с которым взаимозависимость функции полезности и производственной функции не может быть реализована посредством торговли.

Приносящие пользу (выгоду) внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами. Они характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. для того кто их не производит (не вызывает), но может пользоваться ими. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчёлы случайно опылят их растения.

Внешние эффекты являются отрицательными, т.е. приносящими издержки (антиполезность), если они снижают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, который их не производит. Примерами этого вида внешних эффектов могут быть многочисленные формы загрязнения окружающей среды и, в частности, - сброс в реку стоков целюлозно-бумажного комбината уменьшает количество рыбы на нижнем участке течения реки, что создаёт отрицательный эффект для рыбаков ведущих промысел на этом участке реки, а также для потребителей покупающих рыбу.

  Общественными благами называются товары и услуги, которые при предоставлении их одному индивиду становятся доступными и другим индивидам без соответствующих затрат с их стороны. По этому признаку (признак не исключительности) общественные блага отличаются от частных благ, потребление которых одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими индивидами. Таким образом, для общественных благ характерно неконкурентное потребление. Примерами общественных благ являются уличное освещение, маяк в порту, национальная оборона и др.

По определению Пола Самуэльсона общественное благо должно быть: 1) неконкурентным в потреблении; 2) обладать свойством не исключительности, т.е., если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению его кем-то другим. Данные условия исключают возможность возникновения рынка такого блага, так как продавцу не гарантируется, что благо получит только тот, кто заплатил за него. А, поскольку, благо можно получить бесплатно, то никто и не станет платить за него.

Общественные блага часто обладают ещё одним свойством – неделимостью. Они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям (национальная оброна).

Общественные блага обычно производятся в государственном секторе и оплачиваются за счёт обязательного налогообложения.

Пархоменко Анна, ЕК-521
 
sgaraschenkoДата: Воскресенье, 29.12.2013, 23:51 | Сообщение # 169
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Закон А.Вагнера. Ефективність В.Парето

Ефективність урядового впливу на економіку досліджував у кінці 19 ст. німецький економіст Альфред Вагнер. На основі дослідження емпіричних даних він вивів і сформулював закон,який виражає зв,язок між урядовими витратами та обсягом національного виробництва,який отримав назву "закону Вагнера". Зміст закону Вагнера полягає в тому,що соціальний прогрес зумовлює зростання ділової активності держави,що означає зростання урядових витрат. Темпи зростання урядових витрат перевищують темпи приросту обсягів національного виробництва,зумовлених їх (витрат) зростанням.

А.Вагнер сформулював три причини,що зумовлюють дію цього закону:
  • відносне зростання витрат на державне управління,законність та правопорядок,а також на регулювання економічної діяльності відповідно до розвитку суспільства;
  • висока еластичність попиту за доходом на культурну та доброчинну діяльність держави;
  • економічний розвиток супроводжується зростанням промислових монополій,що вимогає державного контролю.


Дії цього закону підверджується і зараз практикою розвинених країн,хоча він виявився предметом досить жорсткої критики. Головні теоритичні засади його критики грунтуються на тому,що А.Вагнер цей зв,язок не вивів,а сформулював,адже в своїх дослідженнях він не використовав теорії поведінки економічних суб,єктів і тому його теорію не можна використовувати як основу для прогнозування майбутнього.

Найпоширенішою сучасною теорією визначення ефективності урядової політики є парето-ефективність. З огляду на те,що уряд здійснює економічну політику насамперед через розподільчі процеси,звертаються до парето-оптимального перерозподілу. Італійський економіст Вільфредо Парето був основоположником теорії суспільного добробуту. Він сформулював оптимальну ситуацію для максимізації добробуту,яка ввійшла в економічну теорію під назвою "оптимум Парето".

Оптимум Парето - це максимум добробуту,за якого неможливо покращити становище будь-кого шляхом зміни обсягу виробництва та обміну,не погіршивши становище інших.

Оптимальний парето-перерозподіл - такий перерозподіл,коли один індивид отримує задоволення при передачі корисності іншому індивіду (доброчинні пожертвування та ін.).

Парето-ефективною називають економіку,в якій ніхто не може збагатитися інакше,як за рахунок збіднення іншого. І хоча більшість змін урядової політики призводять до збагачення одних та обідніння інших,подекуди відбуваються і такі зміни,за яких певні групи людей збагачуються,але не за рахунок інших. Такі зміни,зумовлені урядовою політикою,називають парето-вдосконаленнями.
 
ОрханДата: Понедельник, 30.12.2013, 14:06 | Сообщение # 170
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.

А. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Сафаров Орхан ЕК-521
 
РузаннаПетросянЕК522Дата: Вторник, 14.01.2014, 12:39 | Сообщение # 171
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 34
Репутация: 0
Статус: Offline
Альтернативные макроэкономические теории.

Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики.

В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.

Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.

Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. 

В соответствии с классической теорией механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов. Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. 

Приверженцы классической теории признают дестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование. 

Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, что может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата.

Регулирующий потенциал цен и зарплаты составляет суть третьего элемента классической теории о рыночное саморегулирование. Его суть заключается в том, что объем совокупной продукции, которую могут реализовать ее производители, зависит не только от величины совокупных расходов, но и от уровня товарных цен. Это означает, что даже тогда, когда процентная ставка по любой причине неспособна привести в соответствие сбережения домохозяйств и инвестиции предприятий, падение совокупных расходов будет компенсировано пропорциональным снижением цен. Итак, если домохозяйства временно сэкономили больше, чем предприниматели намерены инвестировать, то вызванное этим снижение совокупных расходов не приведет к продолжительному сокращению реальных объемов производства, поскольку цены снизились пропорционально уменьшению этих расходов.

В соответствии с классической теорией способность экономики к ценового саморегулирования обеспечивается конкуренцией между продавцами, которая порождает высокую эластичность цен по отношению к спросу. Поскольку падение спроса на продукцию становится общим, производители под влиянием конкуренции вынуждены снижать цены, чтобы избежать затоваривания. Следовательно, появление избыточных сбережений вызывает снижение цен, которые увеличивают реальную величину совокупных расходов и восстанавливают совокупный спрос на уровне полной занятости. Поэтому сбережения вызывают снижение цен, а не уменьшение объемов производства и занятости.

Снижение товарных цен при прочих неизменных условиях может снизить прибыльность производства товаров, что может сдержать производителей от желания увеличивать предложение до потенциального уровня. 

Суммируя, можно утверждать, что в соответствии с классической теорией механизм процентной ставки, гибких товарных и ресурсов цен оказывает рынке способность автоматически поддерживать полную занятость в экономике. В этих условиях исключается необходимость вмешательства государства в экономику, то есть наиболее рациональным должна быть политика государственного невмешательства.
 
МаринаЕК-821Дата: Четверг, 16.01.2014, 16:03 | Сообщение # 172
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик.
1) с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;
2) с максимальным участием государства в макроэкономическом регули-ровании.
При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования. Экономика ориентирована на либеральные механизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).
В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции:
• обеспечения рынка деньгами;
• регулирования внешних эффектов;
• производства общественных товаров;
• управления нерыночным сектором хозяйства.
В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
При этом государство дополнительно акцентирует внимание на пробле-мах:
• регулирования социальных отношений;
• создания условий для эффективного хозяйствования;
• стабилизации экономического развития.

Селютина Марина, ЕК-821
 
sirenkoДата: Воскресенье, 19.01.2014, 04:46 | Сообщение # 173
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Осознание необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей, средств, эффективности и границ. 

Правительство любой страны ставит перед собой следующие цели по управлению экономикой:

- Устойчивые и высокие темпы экономического роста в стране.

- Высокий уровень занятости и низкий уровень безработицы. Нормальным уровнем считается – до 4%.

- Экспортно-импортная сбалансированность.

- Стабильный уровень цен в стране.

- Сбалансированность торгового и платёжного баланса.

- Справедливая система регулирования доходов.

Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

 Наиболее распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики так называемый «магический четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие.

Данные цели осуществляются с помощью следующих инструментов:

- Проведение эффективной денежно-кредитной политики (регулирование учётной ставки банковского процента, осуществление контроля за коммерческими банками, регулирование рынка ценных бумаг, регулирование валютных курсов).

- Проведение эффективной фискальной политики (регулирование правительственных расходов и доходов, регулирование системы налогообложения).

- Проведение эффективной внешне-экономической и таможенной политики (регулирование таможенных пошлин, тарифов и квот, регулирование торгового и платёжного баланса страны).

- Регулирование доходов субъектов (контроль и регулирование доходов хозяйственных субъектов и домашних хозяйств, ограничение заработной платы).

Сиренко Марина, ЕК-522
 
EK522Дата: Понедельник, 20.01.2014, 19:18 | Сообщение # 174
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
Формы и методы государственного регулирования экономики

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то,
чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в
микроэкономике в направлении выбранного варианта движения,
обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на
хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и
экономические методы, а также прямые и косвенные [1, стр. 114].
Административно-распорядительные методы базируются на силе
государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и
предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и
оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и
т.д.
Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в
области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и
сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни
населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение
административно-распорядительных методов ограничено, но в критических
ситуациях их роль возрастает.
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через
хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.
При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект
регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не
противоречит действующему законодательству.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ,
распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции),
финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно,
например, через налоги, кредитование.
Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении
предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К
предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в
основном косвенные и экономические методы регулирования. Все
перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют
друг друга.
Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру
основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях,
что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению
конкурентоспособности.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий
активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и
расширять производство.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и
характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем
самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в
соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также
единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным
требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная.
Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных
видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги,
касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки.
Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или
физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное
право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные
знаки охраняется законом.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и
международными органами, является квотирование - ограничение
производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном
или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или
группам стран.
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же
время тесно увязанные между собой направления:
· планирование, программирование и прогнозирование;
· финансово-кредитное регулирование;
· антимонопольное регулирование;
· дерегулирование экономики.

Панченков Д. ЕК - 522
 
Dyatchenko_EK_521Дата: Вторник, 21.01.2014, 00:19 | Сообщение # 175
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать.
Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.
Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.
Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.
Еще один пример. Представим себе, что рядом с городом построили новый аэродром, который причиняет жителям близко расположенных к нему домов массу неудобств. Имеют ли владельцы этих домов право на денежную компенсацию со стороны собственников аэродрома? Каковы должны быть размеры этой компенсации? Могут ли владельцы домов воспрепятствовать строительству аэродрома? Эти вопросы можно сформулировать иначе. Имеют ли владельцы домов право собственности на тишину, и в чем именно это право собственности заключается? Все эти вопросы должны регулироваться государственным законодательством.
Допустим, под участком земли, находящимся в частной собственности, обнаружено месторождение нефти. Кому принадлежит эта нефть? Собственнику участка земли, государству или, может быть, той фирме, которая эту нефть обнаружила? Законодательство должно дать ответ и на этот вопрос.
Можно привести и много других примеров, иллюстрирующих важность государственного законодательства, регулирующего хозяйственную жизнь.
Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.
Читатель уже знаком с поведением на рынке монополиста, т. е. предприятия, которое является единственным производителем данного вида продукции. Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.
Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Примеры таких ситуаций можно найти в городском хозяйстве. Имеет ли смысл создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями? Видимо, нет, поскольку затраты на перевозку одного пассажира в этом случае возрастут. По этой же причине не имеет смысла, наверное, создание параллельных, конкурирующих между собой систем электроснабжения или газоснабжения. В таких случаях говорят, что имеет место естественная монополия. С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.
В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим субъектам. Иначе говоря, иногда государство не борется с монополиями, а их искусственно создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Конечно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике. Но, с другой стороны, такой порядок создает мощные материальные стимулы к новым и все более эффективным изобретениям.

ДЯТЧЕНКО АНАСТАСИЯ ЕК_521


 
ТатьянаЕК-321Дата: Вторник, 25.02.2014, 21:20 | Сообщение # 176
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 0
Статус: Offline
Роль держави в ринковій  економічній системі.


    У XVIII столітті класики економічної теорії стверджували, що держава не повинна втручатися в економічну діяльність членів суспільства. За висновком А. Сміта на ринку діє «невидима рука», яка врівноважує попит та пропозицію. Насправді ринковий механізм протягом століть забезпечував нормальне регулювання економіки. Але глибока світова економічна криза продовж 1929-1933 років показала, що  на новому етапі розвитку продуктивних сил ринковий механізм  не спроможний розв’язувати всі економічно-соціальні проблеми суспільства. 

Тому відомий економіст Джон Кейнс обґрунтував теорію, за якою держава має активно втручатися в економічні процеси,  з метою їх регулювання і не припущення економічних криз. У кінці ХІХ і на початку ХХ століття в результаті прискореного НТР відбулася інтенсивне нагромадження капіталу і утворення великих монополій, які значно обмежили конкуренцію і дію ринкового механізму – це спричинило негативні наслідки для країн.  Тому перед урядом постало завдання сформувати антимонопольне законодавство і спрямувати діяльність компаній в правове русло. 

Інтенсивний розвиток промислового виробництва значно збільшилося використання природних ресурсів і посилився негативний вплив на природне середовище. Тому виникла потреба в державному регулюванні природних процесів.

В умовах інтенсивного розвитку матеріального виробництва держава взяла на себе зобов’язання створення досконалої ринкової інфраструктури.  Самі фірми та підприємства цієї проблеми не в змозі розв’язати. Сьогодні розвинути ринкова економіка вимагає кваліфікованої робочої сили. Функції належної організації освіти може виконати тільки держава. 

За дорученням держави вчені мають глибоко аналізувати ефективність економіки, досконалість економічних відносин, а також здобутий досвід пропонувати парламенту та уряду. Це і є процес формування науково-обгрунтованого господарського механізму, який має постійно перевірятися на практиці і вдосконалюватися з розвитком продуктивних сил. Мова йде про те, щоб створити стандартні правила гри в економіці, зрозумілі вітчизняним і іноземним інвесторам.

Уряд вирішує ті завдання, які не здатні вирішити ринковий механізм. Таким чином в ринковій економіці чітко розмежовуються функції держави і суб’єктів ринку, що забезпечує ефективний економічний розвиток.

Відомий американський вчений, економіст, лауреат нобелівської премії Пол Самуельсон  узагальнюючи функції держави ділить їх на 3 блоки.

Ефективність: діючий механізм допускає збої в регулюванні економіки, що зумовлює зниження її ефективності. В таких умовах уряд має вдосконалювати механізм господарювання з метою усунення причин спаду виробництва.
Справедливість:  навіть в умовах ефективної ринкової не завжди справедливий розподіл благ серед різних верств населення. Тому держава повинна здійснювати   справедливу соціальну політику усіх громадян країни, має удосконалювати фіскальну і бюджетну систему.
Стабільність: держава має попереджувати руйнівні економічні кризи, забезпечити поступальний розвиток економіки і на цій основі домогтися соціальної та політичної стабільності у суспільстві.
  Таким чином основними завданнями держави в ринковій економіці є:

- Формування законодавчої бази для регулювання економічних процесів.

- Забезпечення динамічних темпів розвитку економіки підвищення їх ефективності.

- Соціальний захист усіх верств населення.

- Раціональне регулювання природоохоронних  процесів і використання природних ресурсів.

- Сприяння розвитку зовнішньоекономічних відносин.

- Досягнення соціальної, економічної і суспільної стабільності у суспільстві.

  Сьогодні у всіх розвинутих країнах світу існує так звана соціальна регульована ринкова економіка.

Завдовьева Татьяна ЕК-321
 
ИринаСергееваЕК221Дата: Пятница, 28.02.2014, 22:55 | Сообщение # 177
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Репутация: 1
Статус: Offline
Стабілізаційна політика — цесукупність державних заходів, спрямованих на пом’якшення економічних коливань у
короткостроковому періоді з метою підтримання повної зайнятості та оптимальної інфляції. Залежно від інструментів (засобів), за допомогою яких держава здійснює свою стабілізаційну політику, слід розрізняти дві її складові, якими є
фіскальна (бюджетно-подат­кова) політика і монетарна (грошово-кредитна)
політика.
   Фіскальну політику проводить уряд під контролем парламенту. Під фіскальною політикою розуміють заходи уряду,
спрямовані на досягнення цілей стабілізаційної політики за допомогою державних видатків і податків. При цьому слід враховувати, що державні видатки здійснюються за рахунок коштів державного бюджету, а податки є основним джерелом цих коштів.
Тому у підсумку фіскальна політика — це маніпулювання державним бюджетом, тобто знаходження раціональних рішень щодо доходів і видатків державного бюджету. До фіскальної політики входять лише такі маніпуляції державним бюджетом, які не викликають зміни грошей в обігу.
   За цільовою спрямованістюрозрізняють два види фіскальної політики: стимулювальну (експансіоністську) тастримувальну (рестрикційну). Стимулювальна політика застосовується для пожвавлення
економічної кон’юнктури, тобто стимулювання сукупного попиту та/або сукупної
пропозиції. З цієї метою уряд може збільшувати державні закупівлі, трансфертні платежі та зменшувати податки. Стримувальна політика здійснюється в умовах інфляційного зростання, коли спостерігається «перегрів» економіки. Для цього зменшуються
державні видатки і підвищуються податки.
   За рівнем керованостіфіскальними інструментами розрізняють дискреційну (свідому) і недискреційну(автоматичну) фіскальну політику. Дискреційна фіскальна політика — це політика,в межах якої зміна державних видатків і податків здійснюється на підставі спеціальних рішень уряду і парламенту. Недискреційна фіскальна політика
стосується лише податків і трансфертів, які є функцією від доходу. Тому
недискреційною є така фіскальна політика, яка, встановлюючи певну залежність податків і трансфертів від доходу, забезпечує їм можливість змінюватися в автоматичному
режимі в разі зміни доходу.
Монетарну політику контролює центральний (емісійний) банк. В Україні це Національний банк України (НБУ). Під монетарною політикою розуміють заходи центрального банку, які змінюють
пропозицію грошей з метою досягнення цілей стабілізаційної політики.Монетарна політика спрямована або на стимулювання економіки (монетарна експансія), або на її стримування (монетарна рестрикція). В умовахскорочення виробництва і зростання безробіття центральні банки намагаються пожвавити економічну кон’юнк­туру на основі прискорення грошової емісії, зниження процентної ставки і стимулювання інвестицій. І навпаки, вумовах інфляційного зростання центральні банки намагаються протидіяти надмірній
економічній кон’юнктурі на основі гальмування темпів грошової емісії,
підвищення процентної ставки і стримування інвестиційної активності. 
     Між фіскальною та монетарною політикою існує тісний зв’язок. Це пояснюється тим, що заходи фіскальної політики безпосередньо стосуються товарного ринку. Але опосередковано вони впливають і на грошовий ринок, який є об’єктом безпосереднього впливу монетарної політики. І навпаки, заходи монетарної політики безпосередньо стосуються грошового ринку. Але через процентну ставку вони впливають і на товарний ринок, який є об’єктом безпосереднього впливу фіскальної політики.
   Крім того, заходи фіскальної політики, спрямовані на збільшення обсягів
виробництва, мають супроводжуватися збалансованим збільшенням грошей в обігу, що є необхідною умовою адекватного збільшення купівельної спроможності національної економіки.
Ирина Сергеева Ек-221


Сообщение отредактировал ИринаСергееваЕК221 - Пятница, 28.02.2014, 22:59
 
OlichДата: Воскресенье, 02.03.2014, 01:16 | Сообщение # 178
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 80
Репутация: 0
Статус: Offline
В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики
предложения, теория рациональных ожиданий.
Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.
Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного
вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для
экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику
могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические
перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из
состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического
саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время
вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который
соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен
отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей
классической теории, является не внутренним продуктом рыночной
экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.Приверженцы классической теории признают дестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их
мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в
экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро
ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и
денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической
теории о рыночное саморегулирование. И доля доходов, которая
направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде
инвестиций.
Щербина Ольга ЕК-221
 
MariaShapovalovaДата: Четверг, 06.03.2014, 20:22 | Сообщение # 179
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Основные цели и направления макроэкономического регулирования государства

Определение цели является одним из важнейших этапов организации экономических процессов. В ходе развития человеческого сообщества одновременно приходится решать множество целей и задач. В политике регулирования экономики государство ставит определенные цели. В любом случае на глобальном уровне управления необходимо представлять основную цель экономики, прежде всего - поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства.

Самой главной целью государственного регулирования рыночной экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны. Это - глобальная цель. Главная цель требует решения множества конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная. Конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования.

Выделяются главные цели государственного регулирования (цели первого порядка), за реализацию которых государство несет ответственность:
- экономический рост;
- высокий уровень занятости;
- стабильность цен (устойчивость денег);
- внешнеэкономическое равновесие.
Независимо от существующей политической системы каждая страна ставит целью своего развития максимально высокий уровень жизни всего населения. Но так как данную цель невозможно выразить ограниченным количеством показателей, то в реальности государство проводит свою социально-экономическую политику с указанием конкретных рубежей, которые условно можно назвать целями второго уровня. Часто они закреплены в Конституции государства, обозначены в программах различных политических партий на парламентских или президентских выборах. В каждый конкретный промежуток времени цели могут формулироваться более детально в зависимости от степени экономического развития государства.

В самом общем виде к таким целям следует отнести:
- создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции;
- стимулирование экономического роста;
- сглаживание экономического цикла;
- обеспечение социально приемлемого уровня занятости;
- предотвращение и сглаживание чрезмерных различий в доходах;
- поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке;
- поддержание внешнеэкономического равновесия;
- удовлетворительное состояние окружающей среды.
Кроме экономических целей, демократическое государство в не меньшей степени борется за достижение надлежащих политических целей:
- соблюдение правопорядка;
- свободное развитие общества;
- внешняя и внутренняя безопасность.
Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка. Таких целей множество. Они могут быть достигнуты только во взаимодействии. В то же время между целями могут возникать конфликты, например между повышением эффективности производства и экологическим равновесием. Здесь проявляет себя государство: его обязанность - снять конфликты целей. Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования - основная черта современной экономической системы.

Мария Шаповалова. ЕК-321
 
ТатьянаЕК-321Дата: Пятница, 07.03.2014, 22:49 | Сообщение # 180
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 42
Репутация: 0
Статус: Offline
Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХ в.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Рассмотрим структуру расходов и доходов госбюджета РФ (табл. 5.1).

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Процифит бюджета в 2003 г. составил 216, 8 млрд. руб.

В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом, так было и в России в 1992–1999 гг. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг.

Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства.

Завдовьева Татьяна ЕК-321
 
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Страница 12 из 13«1210111213»
Поиск:

Copyright MyCorp © 2016 | Создать бесплатный сайт с uCoz