Мой сайт
Главная | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
КариночкаДата: Суббота, 19.05.2012, 01:36 | Сообщение # 106
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Репутация: 0
Статус: Offline
Макроэкономическое регулирование сформулирована в шести классических принципах:
1.Макроэкономическая стабилизация, означающая минимизацию дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитования;
2.Либерализация цен, то есть их формирование на основе спроса и предложения;
3.Частная собственность, в том числе и в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надёжность выполнения хозяйственных договоров;
4.Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части гос. собственности и демонополизацию производства в различных отраслях;
5.Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций и предоставление возможности для репатриации прибылей;
6.Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику.

Бабенко Карина,УП-301
 
Nastya_GindulinaДата: Воскресенье, 20.05.2012, 21:15 | Сообщение # 107
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Репутация: 0
Статус: Offline
Если предположить, что государство планирует в следующем году применить политику стимулирования совокупного спроса, то первым ее результатом будет рост цен. Опираясь на эту информацию, работники будут ожидать роста цен и последующее снижение реальной заработной платы. Поэтому они заранее включат эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. В этих условиях пропорционально росту цен увеличатся средние издержки; у предпринимателей не произойдет роста прибыли и они не согласятся увеличивать производство, то есть не произойдет даже временного увеличения совокупного предложения относительно потенциального уровня. Это означает, что рациональные ожидания экономических субъектов исключают возможность возникновения краткосрочной совокупного предложения, а существует лишь совокупное предложение на уровне потенциального ВВП. Отсюда вывод: стимулирующая политика государства вызывает только ускорение инфляции и вовсе не влияет на уровень производства и безработицы.

Гиндулина Анастасия, УП-401
 
VeraДата: Вторник, 22.05.2012, 22:46 | Сообщение # 108
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.

Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.

Основные принципы государственного регулирования экономики:
- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;
- влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.

Функции государства в области регулирования экономики:
- разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма;
- стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства;
- регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса;
- создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений;
- перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.);
- регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.

ЯНЧУК ВЕРА УП 301
 
КариночкаДата: Четверг, 24.05.2012, 13:45 | Сообщение # 109
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Репутация: 0
Статус: Offline
В отличие от классиков, сторонники кейнсианской теории отстаивают мнение, что рыночный механизм самостоятельно не может гарантировать достижения в экономике полной занятости. Они утверждают, что благодаря рыночных регуляторов экономика может быть уравновешенный, т.е. в ней может обеспечиваться равновесие между совокупным спросом и совокупной предложением, но одновременно может существовать неполная занятость, вынужденное безработица и высокий уровень инфляции. Полная занятость за счет лишь рыночных регуляторов - это не закономерность, а случайность. Для подтверждения этого положения кейнсианци приводят несколько аргументов, которые отрицают способность рыночного механизма самозабезпечуваты полную занятость.
Первый аргумент - кейсианською теорией откидывается положение о том, что процентная ставка гарантирует обеспечение равновесия между сбережениями и инвестициями. Ее сторонники считают, что владельцы сбережений и инвесторы - это совершенно разные экономические группы, которые в процессе принятия решений о сбережениях и их превращения в инвестиции руководствуются неодинаковыми мотивами. При этом процентная ставка не играет роли единственного фактора. Кроме нее, на уровень сбережений влияют также другие факторы, которые не отражают стремление людей получать доходы от сбережений. Довольно часто сбережения осуществляются для решения других проблем: 1) с целью накопления денег для осуществления крупных закупок, стоимость которых превышает размер текущих доходов; 2) для создания резерва денежных средств с целью осуществления непредвиденных расходов, связанных с лечением, безработицей и т.д.; 3 ) с целью накопления денег, чтобы удовлетворить будущие потребности, например, для оплаты расходов за обучение.
Деньги, которые обслуживают сделки, - это работающие деньги, и они имеют соответствующую скорость вращения. Относительно денег в качестве активов, то это неработающие деньги, скорость вращения которых равна нулю. Соотношение между этими двумя составляющими денежной массы, которое невозможно предсказать, влияет на скорость обращения денег и делает возможность ее предсказания очень проблематичной.

Бабенко Карина,УП-301


Сообщение отредактировал Кариночка - Четверг, 24.05.2012, 13:47
 
МН-211Дата: Среда, 30.05.2012, 18:50 | Сообщение # 110
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 130
Репутация: 0
Статус: Offline
Основным звеном государственного регулирования является макроэкономическое планирование - определение стратегических направлений развития народного хозяйства.

Основными принцами макроэкономического планирования являются:
- щ изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния;
- информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона);
- применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений;
- реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета.

Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы.

Типовые разделы макроэкономического плана:
1) природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние;
2) изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты;
3) перспективы развития отраслей и межотраслевых связей;
4) направления социального развития общества, социальная защита населения;
5) перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение;
6) развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры;
7) формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов.

В системе макроэкономического планирования важное значение имеет государственный заказ - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции.

Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается:
1) договорной ценой;
2) материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором;
3) льготами по налогу на прибыль;
4) гарантией реализации произведенной продукции.
Рубанова Н.МН-211
 
VeraДата: Среда, 30.05.2012, 20:50 | Сообщение # 111
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline

Макроэкономическое регулирование
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
В отличие от частного регулирования, напр. регулирования деятельности естественных монополий, М. р. обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется, реальный, не теоретически постулированный “свободный рынок”) есть сочетание регулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование, М. р. предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на два вида: регулирование по рассогласованиям (или отклонениям от заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либо параметра, признанный критическим, недопустимым).
Соответственно в первом случае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей от намеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза и пр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Напр., при спаде производства более глубоком, чем предполагалось (если анализ показал, что это произошло из-за недостатка инвестиций), возможны следующие меры: снижение налогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечение иностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их более эффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие варианты М. р. Во втором случае можно установить, скажем, в перспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящий социальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные меры для повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новых рабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).
В моделях экономической политики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности, стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.
Среди основных инструментов М. р. в условиях рыночной экономики — средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг), фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).
Исходные теоретические основы М. р. были заложены Дж. Кейнсом, учение которого, часто определяемое как принцип “государственного активизма”, было реакцией на мировой экономический кризис, к которому привело господство на протяжении XIX в. в США и некоторых других странах идей laisser faire (впрочем, именно эти идеи привели к невиданному экономическому подъему, сделав те же Соединенные Штаты крупнейшей в мире индустриальной державой). В ряде стран в ХХ столетии предпринимались попытки то усиления регулирования, то т. н. дерегулирования экономики. Оптимальная мера государственного М. р. по сей день остается темой дискуссий между экономистами и политиками консервативного и либерального направлений. См. Кейнсианская теория экономики.

Янчук Вера уп 301
 
RubiЧkaДата: Воскресенье, 03.06.2012, 21:17 | Сообщение # 112
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Репутация: 0
Статус: Offline
Отже, можна зробити такі підсумки:

1. Роль держави в системі макроекономічного регулювання проявляється через функції, які вона виконує в кругопотокі ресурсів, доходів і продуктів. По-перше, вона виконує перерозподільчу функцію в економіці. Змінюючи рівень податків і трансфертів, держава перерозподіляє доходи між приватним сектором економіки і державним сектором, який займається виробництвом суспільних благ. Крім того, стягуючи податки із заможних домогосподарств, держава за допомогою трансфертів, що надаються незаможним домогосподарствам, зменшує розрив у доходах. По-друге, держава виконує стабілізаційну функцію в економіці. Так, в умовах надмірного безробіття уряд може збільшити свої видатки, що збільшить сукупний попит і зменшить безробіття. Цього він може досягти і за допомогою зниження рівня оподаткування. В умовах високої інфляції уряд може вдатися до протилежних заходів.
2. Вплив держави на параметри економічної рівноваги за методом «видатки—випуск» проявляється з двох боків. З одного боку, сукупні видатки доповнюються державними закупівлями, які відображають видатки уряду на закупівлю товарів і послуг, що фінансуються за рахунок чистих податків. З іншого боку, з появою держави суттєво трансформується функція споживання. В основі її трансформації лежить зменшення наявного доходу приватної економіки на величину чистих податків. Це означає, що держава зменшує приватне споживання за будь-якого рівня доходу.
3. Включення держави до економічної системи доповнює вилучення з економічного кругообігу чистими податками, а ін’єкції — державними закупівлями. При цьому приватні заощадження зменшуються на величину чистих податків, за рахунок яких здійснюється державне споживання і державні заощадження. Тому в змішаній закритій економіці національні заощадження є сумою приватних та державних заощаджень, а економічна рівновага трансформується в рівновагу між національними заощадженнями та інвестиціями. Важливе аналітичне значення має рівновага між приватними інвестиціями та внутрішніми ресурсами їх фінансування. Величина цих ресурсів залежить від приватних заощаджень та стану державного бюджету.
4. Стабілізаційна політика — це сукупність державних заходів, спрямованих на пом’якшення економічних коливань у короткостроковому періоді з метою підтримання повної зайнятості та оптимальної інфляції. В основі стабілізаційної політики лежить фіскальна і монетарна політика. Між фіскальною та монетарною політиками існує тісний взаємозв’язок. Це пояснюється тим, що фіскальна політика безпосередньо впливає на товарний ринок, а опосередковано на грошовий ринок. Монетарна політика, навпаки, безпосередньо впливає на грошовий ринок, а опосередковано на товарний ринок.
5. Ефективність стабілізаційної політики залежить від її спроможності досягати поставлених цілей. До її основних цілей відносяться наближення обсягів виробництва до потенційного ВВП, зменшення безробіття до приро-дного рівня та зниження інфляції до оптимальної величини. Збільшення ВВП і зменшення безробіття узгоджується між собою. Але досягнення цих цілей входить у протиріччя з іншою ціллю — зниження інфляції. Це означає, що ключовою проблемою стабілізаційної політики є знаходження раціонального співвідношення між інфляцією і безробіттям.
6. На ефективність стабілізаційної політики негативно впливають два фактори: лаги фіскальної та монетарної політики, сподівання суб’єктів при-ватної економіки. Сутність лагового фактора полягає в тому, що стабіліза-ційні заходи впливають на економіку не відразу, а з певною затримкою в часі. Це робить стабілізаційні заходи ризикованою справою, оскільки протягом лагового періоду в економіці можуть відбутися непередбачені зміни. Негативний вплив сподівань на ефективність стабілізаційної політики полягає в тому, що вони можуть входити у суперечність із її цілями. Тому ефективність стабілізаційної політики залежить від того, в якій мірі вона здатна сформувати у домогосподарств і підприємств сподівання, що відповідають її цілям.
7. В епіцентрі дискусії, що точиться навколо стабілізаційної політики, знаходиться питання про необхідність державного втручання в економіку. Одна група макроекономістів спирається на припущення, що ринки є досконало конкурентними, а ціни і зарплата — абсолютно гнучкими. Завдяки цьому ринковий механізм здатний швидко відновлювати повну зайнятість, що не потребує державного втручання. Інша група макроекономістів виходить із припущення, що ринки не є досконало конкурентними, а ціни і зарплата не є абсолютно гнучкими в короткостроковому періоді. Тому для пом’якшення економічних коливань держава має застосовувати стабілізаційну політику.

УП-301, РУБЕЖАНСКАЯ ЮЛИЯ
 
КариночкаДата: Вторник, 05.06.2012, 13:54 | Сообщение # 113
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Репутация: 0
Статус: Offline
В основе монетаристской теории лежит идея, что главную роль в регулировании экономики выполняет кредитно-денежная, а не налоговая политика. При этом основным инструментом регулирования экономики являются деньги. Увеличивая или уменьшая денежное предложение, государство регулирует экономическую активность. Это отражается формулой уравнения обмена: ДхС=ЦхО, где Д – предложение денег, С - скорость оборота денег в кругообороте доходов (среднее число раз использования единицы национальной валюты на покупку товаров в течение года), Ц – уровень цен (средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства), О –физический объем произведенных товаров и услуг.
В этих условиях роль активного элемента монетаристской формулы играет предложение денег.
Теория монетаристов не является идеальной. Дело в том, что не все деньги используются для обслуживания текущих нужд, но и остаются в виде активов. Соотношение между ними влияет на скорость оборота денег.
Важной особенностью монетаристской теории является упрощенный подход к механизму влияния кредитно-денежной политики, на объем производства. Монетаристы считают влияние предложения денег на совокупный спрос непосредственным, без участия процентной ставки. По их мнению, предложение денег прямо влияет на все элементы совокупного спроса, а не только на инвестиционные расходы. И, наконец, изменение совокупного спроса, в свою очередь, приводит к изменению номинального ЧНП.

Бабенко Карина,УП-301
 
NeaDekVaTHa[ya]Дата: Вторник, 05.06.2012, 14:39 | Сообщение # 114
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Репутация: 0
Статус: Offline
Рассматривая государство в системе макроэкономического регулирования, нельзя не упомянуть о вкладе Кейнса.
Видимая потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет труда Дж. М. Кейнса « Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.
По Кейнсу, достижение полной занятости возможно при наличии эффективного спроса. Под ним понимается та величина совокупного спроса на реальный бьем национального производства, при которой предприниматели надеются получить максимальную прибыль. Однако достигнуть полной занятости исключительно за счет действия стихийных сил невозможно. В связи с этим Дж.М.Кейнс отложил, как ошибочный, основоположный закон классической и неоклассической экономической теории–так называемый закон Ж.Б. Сея, согласно с которым предложение автоматически рождает личный спрос.
Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый- психология потребителей. Кейнс вывел основной психологический закон: « люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в которой растет доход».
Второй негативный фактор - снижение эффективности инвестиций капитала. Кейнс видел в увеличении инвестиций, отводя им решающую роль в расширении эффективного спроса. « Поскольку при увеличении занятости затраты потребителей растут медленней, чем растет цена совокупного предложения, рост занятости выявится нерентабельным, если только резерв, который образовался, не будет «заполнен» ростом инвестиций» Для обозначения количественной зависимости между приростом инвестиций и приростом национального дохода Кейнс использовал концепцию мультипликатора. По словам Кейнса, принцип мультипликатора дает общий ответ на вопрос о том, как колебание инвестиций, который составляют относительно небольшую часть национального дохода, способны вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются значительно большей амплитудою.
Для увеличения инвестиций необходимо, во-первых, снизить ставку процента на кредиты, во-вторых увеличить государственные затраты (расширение государственных закупок товаров и услуг, государственные инвестиции), в третьих поднять уровень эффективности капиталовложений. С этой целью Кейнс предлагал два инструмента регулирования эффективного спроса – денежно - кредитный и бюджетный, отдавая предпочтение последнему.
Вклад Дж.М.Кейнса в экономическую теорию, лежит в первую очередь в применении макроэкономического метода исследования, т. е. анализа зависимостей между агрегативными величинами на народнохозяйственном уровне – национальным доходом, потреблением, сбережением, инвестициями, совокупным спросом, совокупным предложением. С именем Кейнса справедливо связывается выделение, и развитие макроэкономики как неотъемлемой части общей экономической теории ( наравне с макроэкономикой). Кейнс применил функциональный анализ для установления количественных взаимозависимостей между экономическими изменениями.
Выступив с критикой закона Сея, Кейнс откинул догмы неоклассической экономической теории про возможность достижения полного и рационального использования ресурсов без помощи государства. В отличии от неоклассикиой выдвинул, на первый план совокупный спрос, с которым связал решение всех актуальных проблем рыночного хозяйствования. Как подчеркивал Л. Харис, Кейнс видел свое задание в том, чтобы показать, что равновесие при полной занятости не является случайностью. Общий случай- это равновесие при существовании безработицы, а полная занятость – это лишь особенный случай. Что бы достигнуть желаемого положения, полной занятости, государство обязано проводить политику для ее достижения, поскольку автоматически действующие рыночные силы этого не гарантируют.
Заслуга Дж.М.Кейнса заключалась в исследовании функционирования четырех взаимосвязанных рынков (товаров, труда, денег, облигаций) и выявлении факторов, которые мешают действиям стихийных рыночных сил в установлении равновесия. К особенным допущениям Кейнса принадлежат три вида неэластичностей: негибкость ставок заработной платы (и соответственно замедленная реакция цен на изменения спроса и предложения), «ликвидная ловушка» (особенное положение экономики в условиях глубокой депрессии, когда увеличение количества денег в обращении не ведет к снижению нормы процента) и неэластичность инвестиционного спроса зависит от нормы процента. При отсутствии какого-либо из этих трех допущений Кейнса его модель имеет автоматическую тенденцию к равновесию с полной занятостью. Если же в модель вводится хотя бы одно из указанных допущений, она будет отображать равновесие с безработицей. В этом лежит принципиальное отличие кейнсианской модели от классической, которая всегда находится в положении равновесия с полной занятостью.

Пятницкова Алина, УП - 301
 
ВайцДата: Среда, 06.06.2012, 16:43 | Сообщение # 115
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Репутация: 0
Статус: Offline
Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства при установлении макроэкономического равновесия. По мнению кейнсианцев рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости.

Инструментами экономического анализа макроэкономического равновесия кейнсианской школы являются модель совокупных расходов, модель совокупного спроса - совокупного предложения, модель IS - LM.

Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность развития экономической системы. “Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу.

Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Бюджетно-налоговая политика предполагает манипулирование государственными расходами и налогами, а денежно-кредитная политика регулирует предложение денег. Эти меры оказывают влияние на изменение уровней совокупных расходов и равновесного выпуска.

В кейнсианской теории особо подчеркивается приоритетность бюджетно-налоговой политики в установлении макроэкономического равновесия. Второстепенная и вспомогательная роль денежно-кредитной политики связана с ее опосредованным и неопределенным влиянием на равновесный уровень производства.

Проведение экономической политики затрудняется многими факторами, но тем не менее правильное применение ее инструментов позволяет избежать многих негативных явлений связанных с цикличностью экономики и направить экономическое развитие по нужному пути.

Войцицкая Алёна УП-301
 
NeaDekVaTHa[ya]Дата: Четверг, 07.06.2012, 12:04 | Сообщение # 116
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Репутация: 0
Статус: Offline
Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.

Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.

В соответствии с классической теорией механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов. Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. Если даже совокупные расходы при любых обстоятельствах уменьшатся по сравнению с потенциальной величиной, то достаточно быстро такие рычаги рыночного регулирования как цена и зарплата заставят экономических субъектов увеличить совокупные выиграть до потенциальной величины.

Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов опирается на закон Сея. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что процесс производства является лишь другим выражением процесса их потребления. Поэтому товарная предложение порождает адекватный себе спрос. Такой закон действует на различных уровнях экономики.

Закон Сея опирается на предпосылку, что весь доход, полученный производителями товаров, полностью используется на закупку других товаров. В действительности это не так, поскольку определенная часть дохода может быть направлена не на затраты, а на сбережения, что порождает несоответствие между производством и потреблением, т.е. между предложением и спросом. В этом случае совокупные издержки будут недостаточными для закупки всей массы производимых товаров, в результате чего сократится совокупный спрос, фактический ВВП отниму вниз от потенциального ВВП, что свидетельствует о возникновении в экономике неполной занятости.

Приверженцы классической теории признают дестабилизирующее воздействие сбережений на равновесие между доходами и расходами. Однако, по их мнению, данное обстоятельство не требует государственного вмешательства в экономику. Рыночный механизм способен самостоятельно и довольно быстро ликвидировать этот дисбаланс через взаимодействие между товарным и денежным рынками. В этом заключается суть второго элемента классической теории о рыночное саморегулирование. И доля доходов, которая направляется на сбережения, вновь возвращается на товарный рынок в виде инвестиций. Инвестиционные затраты предпринимателей компенсируют те изъятия из потока "доходы-расходы", которые происходят в форме сбережений. Итак, если предприниматели будут инвестировать в экономику столько же, сколько домохозяйства намерены экономить, то закон Сея будет действовать и соответствие между доходами и расходами не будет нарушена.

Классики допускают временное превышение сбережений по сравнению с инвестициями, что может вызвать временное отклонение совокупных расходов от потенциальной величины. Но такое отклонение, по их мнению, обязательно вызовет падение производства по сравнению с потенциальным уровнем, поскольку помимо денежного рынка, большую регулирующую роль выполняют цены и зарплата.

Регулирующий потенциал цен и зарплаты составляет суть третьего элемента классической теории о рыночное саморегулирование. Его суть заключается в том, что объем совокупной продукции, которую могут реализовать ее производители, зависит не только от величины совокупных расходов, но и от уровня товарных цен. Это означает, что даже тогда, когда процентная ставка по любой причине неспособна привести в соответствие сбережения домохозяйств и инвестиции предприятий, падение совокупных расходов будет компенсировано пропорциональным снижением цен. Итак, если домохозяйства временно сэкономили больше, чем предприниматели намерены инвестировать, то вызванное этим снижение совокупных расходов не приведет к продолжительному сокращению реальных объемов производства, поскольку цены снизились пропорционально уменьшению этих расходов.

Пятницкова Алина, УП - 301
 
VeraДата: Четверг, 07.06.2012, 12:38 | Сообщение # 117
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 132
Репутация: 0
Статус: Offline
^ 2.Цели и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей экономической системы и её приспособления к изменяющимся условиям.

Субъектами госрегулирования выступают носители хозяйственных интересов, их выразители и исполнители. Объект госрегулирования представляют экономические сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия хозяйственной деятельности, проблемы которые в них возникают и которые не решаются автоматически или в ближайшем будущем.

Экономическая и социальная стабильность существующих условий хозяйствования и их адаптация к различного рода изменениям представляют содержание государственного регулирования экономики, его главную цель. Средства или инструменты (методы) достижения желаемого результата госрегулирования принято разделять на правовые, административные и экономические регуляторы.

^ Правовые методы госрегулирования призваны обеспечить создание общих правовых условий экономической деятельности. Они основаны на государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. В соответствии с правовой базой государство осуществляет социальную ориентацию экономической системы. На правовой основе должно осуществляться распределение экономических ресурсов связанное с внешними эффектами, а также общественных благ. Правовая база таким образом определяет специфику функционирования государственного (общественного) сектора экономики.

Правовые средства госрегулирования дополняют административные регуляторы, позволяющие достигать желаемого результата госрегулирования, исключая создание дополнительно материального стимула или опасности материального ущерба. Сфера действия административных методов госрегулирования в смешанной экономике, как правило, ограничивается защитой конкуренции, охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для слабозащищённых слоёв населения.

Особое место в системе госрегуляторов занимают экономические методы госрегулирования. Они являются основными методами госрегулирования в современной смешанной экономике.

Экономические методы госрегулирования подразделяются на прямые и косвенные. Прямое гсрегулирование осуществляется путём целевого финансирования, государственных закупок и деятельности государственного сектора экономики. Основу косвенного регулирования составляют денежно-кредитная, налогово-бюджетная политика, политика ускоренной амортизации и внешнеэкономические методы.

ЯНЧУК ВЕРА УП 301
 
NeaDekVaTHa[ya]Дата: Четверг, 07.06.2012, 12:43 | Сообщение # 118
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 91
Репутация: 0
Статус: Offline
Теория рациональных ожиданий стала довольно распространенной в середине 70-х годов в условиях возникновения стагфляции, когда в экономике некоторых стран наблюдались одновременно инфляция и безработица. Ее сторонники выступили против теории адаптивных ожиданий, согласно которой ожидания будущей инфляции формируются экономическими субъектами на основе предыдущей и текущей инфляций.

В этих условиях реакция экономических субъектов на будущую инфляцию происходит медленно, т.е. с некоторым опозданием во времени. Указанное положение находится в контексте кейнсианской теории и обуславливает соответствующий механизм приспособления заработной платы к изменению цен.

В соответствии с теорией адаптивных ожиданий падение совокупного спроса относительно потенциального уровня снизит цены, но заработная плата временно не уменьшится, поскольку она учитывает адаптивные ожидаемую инфляцию, которая выше фактической. Благодаря этому в краткосрочном периоде совокупное предложение под влиянием уменьшение совокупного спроса и снижение цен уменьшится относительно потенциального уровня. Только со временем, когда заработная плата уменьшится пропорционально снижению цен и вызовет адекватное снижение средних расходов, совокупное предложение вновь увеличится до потенциального уровня. Итак, теория адаптивных ожиданий находится в контексте кейнсианской теории и исходит из необходимости различать совокупной предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Теория рациональных ожиданий опирается на другую логику, которая ассоциируется с положениями классической теории. Ее сторонники исходят из того, что экономические субъекты способны действовать рационально. Анализируя экономическую информацию, они способны определить будущие изменения. Другими словами, экономические субъекты столь рациональные, которые могут в своих прогнозах учитывать не только прошлый опыт, но и будущие изменения в экономической конъюнктуре, в том числе и изменения в экономической политике государства. Обладая способностью предвидеть будущие изменения в экономике, они способны принимать такие решения, которые в наибольшей степени отвечающих их интересам.

Пятницкова Алина, УП -301
 
ВайцДата: Четверг, 07.06.2012, 18:35 | Сообщение # 119
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 101
Репутация: 0
Статус: Offline
Макроэкономика как наука является теоретической базой экономической политики государства. Но ее практическое применение осложняется тем, что она представлена большой совокупностью конкурирующих между собой теоретических доктрин. Каждая из них по-разному представляет механизм функционирования экономики с рыночными отношениями и, в первую очередь, по-разному видит соотношение между рынком и государством, подает противоположные рекомендации относительно роли государства в стабилизации экономики.
В системе макроэкономических теорий можно выделить несколько основных: классическая, кейнсианська, монетариська, теория экономики предложения, теория рациональных ожиданий.
Исторически макроэкономическая наука была начата классической теорией. Наиболее выдающимися представителями классической теории является Адам Смит, Давид Рикардо, Джеймс Милло Жан Батист Сэй, Альфред Маршалл, Артур Пигу, Леон Вальраса, Вильфред Парето.
Приверженцы классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, т.е. полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как войны, политические перевороты, засуха, биржевые крах т.п. которые временно выводят его из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматического саморегулирования является достаточным, чтобы через некоторое время вновь восстановить в экономике такой уровень производства, который соответствует условиям полной занятости. Это означает, что возможен отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.
В соответствии с классической теорией механизм рыночного саморегулирования экономики состоит из нескольких элементов. Первый - ситуация, когда величина совокупных расходов будет недостаточным для производства потенциального ВВП, маловероятна. Если даже совокупные расходы при любых обстоятельствах уменьшатся по сравнению с потенциальной величиной, то достаточно быстро такие рычаги рыночного регулирования как цена и зарплата заставят экономических субъектов увеличить совокупные выиграть до потенциальной величины.
Невозможность возникновения в экономике дефицита совокупных расходов опирается на закон Сея. Согласно этому закону процесс производства товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Это означает, что процесс производства является лишь другим выражением процесса их потребления. Поэтому товарная предложение порождает адекватный себе спрос. Такой закон действует на различных уровнях экономики.

Войцицкая Алёна УП-301
 
КариночкаДата: Четверг, 07.06.2012, 20:23 | Сообщение # 120
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 100
Репутация: 0
Статус: Offline
Краткие выводы:
1. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государственное управление. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана: а) потребностью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления; в) потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности некоторых товаров и услуг.
2. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: а) создание правовой основы экономической деятельности ("правил игры"); б) защита и развитие конкуренции; в) организация производства определенных товаров и услуг; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэкономической стабилизации.
3. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установ¬ление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов, второе — воздействие на дея¬тельность экономических субъектов путем изменения усло¬вий, в которых она осуществляется.
4. Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Эта политика должна отражать общественные предпочтения. Теория общественного выбора — это раздел экономической науки, изучающий процесс принятия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возможности для выявления общественных предпочтений; б) организация практической реализации общественных предпочтений.

Бабенко Карина,УП-301


Сообщение отредактировал Кариночка - Четверг, 07.06.2012, 20:26
 
Форум » Test category » Test forum » Тема 7. Государство в системе макроэкон. регулирования
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz